- Главная/
- Игры/
- Memento Mori: Помни о смерти/
- Рецензия
Все мы смертны,
Барт. И наутро ты
можешь проснуться уже мертвым…
Ну, спокойной ночи!
Гомер Симпсон
Наконец-то хоть кто-то вспомнил об Эрмитаже. Это хорошо. С другой стороны, вспомнили не мы. Это плохо. Зато историю раздули — будь здоров, с эпицентром в культурной столице. Это хорошо. Однако полюбоваться ею не дадут. Плохо. Но в музей пустят. Хорошо! Правда, не дальше двух залов. Плохо… Эх, да что такое «хорошо» и что такое «плохо» в нынешних коммерческих условиях? Приплели Питер — и на том спасибо.
Ах, Эрмитаж
Индустрия компьютерных развлечений сегодня вообще за гранью добра и зла, это ясно как день божий. Прослышали чехи о краже двухсот с лишним экспонатов из Эрмитажа — мигом квест по мотивам состряпали. Вроде бы удачный повод для запутанного детектива с экскурсией по петербургским трущобам. Коли нам нет дела до национальной гордости, то мир имеет право узнать о ней из «третьих уст». Только ведь на старине много не заработаешь. Людям убийства подавай, оголтелых фанатиков и доблестных агентов. Без Брауна (Dan Brown) теперь никуда. «Странные смерти, секретные знаки» — славная завлекалочка.
Забавно наблюдать за фирмами, меняющими налаженный станочный ритм в угоду народным вкусам. Аналогично CITY Interactive, Centauri Production до недавнего промышляла никому не нужными проектами типа Gooka: The Mystery of Janatris и «Сорвать куш», пока не открыла новое поколение адвенчур «а-ля Broken Sword». Memento Mori впитала в себя расхожие мифы о первопричинах успеха «церковно-заговорщицкой» серии, не удосужившись вникнуть в ее суть. Их нравы.
А посему переполох в картинной галерее, вызванный отключением сигнализации, скоренько перерастает в погоню за тайным орденом. Полковник-эгоист Останкович не хочет предавать случай огласке накануне своего награждения. В срочном порядке он снаряжает бывшую сотрудницу Ларису Светлову, осевшую в Интерполе, и французского искусствоведа Максима Дюрана, однажды замеченного в связях с криминальными кругами (не виновата я!). Волей-неволей они зависят от скряги, чья просьба о помощи смахивает на шантаж. Ничего не попишешь. Созвонившись, пара приступает к навязанному расследованию…
Я б в домушники пошел
Дух Broken Sword прилежно струится из всех щелей. Разведенные по разным странам, наши бойцы действуют поодиночке. Управление порхает от Лары к Максу, из тихого Лиона в угрюмый Санкт-Петербург, из солнечной Португалии в сонную Финляндию. Путешествие по глобусу бросает правдорубов наедине с офисами, библиотеками, виллами и монастырями. Крошечные кусочки земли, растянутые на три-пять экранов, не задержат надолго — лишь бы голова поутру не трещала. Тревожные, радостные, задумчивые музыкальные переливы прорезают тишину в ключевые моменты, подобно закадровому смеху подсказывая, где надо тревожиться, радоваться, а где — и задуматься! Стоп, задумчивость здесь излишня.
Мрачные ролики с замогильным завыванием, пророчески сулящим страшные испытания и чуму на оба дома, готовят к чему-то большому, шокирующему, разящему наповал. Готовят вплоть до финальных титров, в итоге оставляя ни с чем. Будут, конечно, и жертвы, и козни, и мистификации, но до того предсказуемые, что аж досада берет. Избавь нас локализаторы от напускного пафоса, было бы не столь обидно за обманутые надежды. Увы, с благословения «Акеллы» главные герои не поумнели, а гр-ка Светлова и вовсе обзавелась двумя голосами, которые она попеременно использует. Попробуй тут привыкни к разночастотным соловьям.
Несмотря на разницу полов и социальных статусов, мысли «агентов его предосудительства» схожи: куда-нибудь проникнуть и во что-нибудь встрять. Да, поначалу Лара прохлаждается в Лионе, у компьютера — разгребает почту, болтает с коллегами, решает их проблемы и заодно узнает о внезапной смерти профессора Абрамчикова. Он-де изобрел революционный способ выявления фальшивых полотен и планировал опробовать его на коллекции Эрмитажа. Стоит же Максу проникнуть в музей и встрять в неприятную историю, как девица враз перенимает инициативу. Пристроив дружка с заботливым братом на квартире у бабушки-гадалки, она ступает на тропу несанкционированных взломов.
Прорвемся, опера!
Страсть к утрированным штампам не обошла стороной и Memento Mori. Согласно правилам, разгадка обычно лежит за семью замками, взломать кои не составляет труда. Препятствия на пути «знатоков» скорее напоминают каждодневную суету; от них отмахиваешься, словно от назойливой мухи. Нет теплой воды? Печь, дрова и спички — поблизости. Понадобились деньги? Поищите на тротуаре, прямо под ногами. Зато после интуитивного прочтения книги на полке неуемный голос заунывно возвещает: «Видишь, Лариса, теперь ты раскрыла тайну ящика Пандоры! Какую цену ты готова заплатить за нее?». Куда там Холмсу с Пуаро.
Упорное нежелание обременять мозги игроков усугубляет целая свора совершенно лишних персонажей. Пожилой француз в парке, русский пьянчуга, человек с плакатом из Лиссабона, даже бабуля и брат Андре приплетены «для галочки» и представляют нулевую ценность для повествования. Их туманные монологи призваны сгустить краски, посеять беспокойство в сердцах, однако и с этим они справляются через пень-колоду. Впрочем, один из них проявляет себя под занавес, лихо подводя черту под злоключениями и отчасти оправдывая свое присутствие.
Кажется, на проработку «черты» и ушла половина сил создателей; вторая же половина ушла на пестование фирменного движка CPAL3D. По сравнению с ранними опытами, красот заметно прибавилось, пообтесались углы, похорошели человечки. Симпатичны и редкие пейзажи, особенно лесистые просторы монастыря. Сущее загляденье, что днем, что ночью. Наверное, не следовало перегружать скитания урбанистическими дебрями, хотя от них зависят то ли шесть, то ли восемь концовок. Влияет и выбор ответов в диалогах (сведенный к «да», «нет» и «можно вопрос?»), и… ммм… фривольность отдельных задач. В том смысле, догадались ли вы стереть отпечатки с улики после двадцати намеков прозорливой шатенки. Наградой послужит закадровый рассказ о дальнейших судьбах троих защитников отечества. Заинтригованы? Тогда вперед, на защиту национальной гордости!