Светлая тема

Рецензия на игру В тылу врага 2: Штурм

Как известно, Суворов учил побеждать «не числом, а умением». Сунь-цзы, напротив, рекомендовал не слишком полагаться на тактику и атаковать при пятикратном перевесе. Было бы странно, если бы немцы из DigitalMindSoft избрали путь великого русского полководца. Китай оказался им гораздо ближе — «Штурм» тоже берет количеством. Помимо привычного квартета СССР-США-Англия-Германия на правах полноценной «фракции» тут присутствует Япония. В результате мы получили огромный «гараж», включающий все значимые модели боевой техники времен Второй мировой войны, и… глубоко безыдейный геймплей.

Угнать за 60 секунд

Вместо крепко сбитой кампании нас встречают полтора десятка безликих миссий, в основе которых лежит опостылевшая «борьба за территорию». А ведь сразу и не скажешь! Игра резво скачет через годы и километры, предлагая оригинальный взгляд на исторические события. Нормандия, Арденны, Нидерланды, Северная Африка, Смоленск, Кенигсберг, Маньчжурия, Сингапур, Иводзима… География впечатляет. Есть все: зима и лето, города и поля, пустыни и леса. Отсутствует лишь традиционный «скирмиш», где можно выбрать карту и режим. Остается оттачивать мастерство в онлайне (никто не запрещает создать неранговый матч, настроив под себя) либо терпеть многочисленные ограничения официального «сингла».

Сценарий всегда неизменен. Мы атакуем заранее подготовленные позиции противника и одну за другой захватываем ключевые точки. Начальство поощряет успехи, постепенно открывая доступ к совершенному вооружению, которое покупается за очки — почти как в Company of Heroes и Dawn of War 2. Но если Relic сумела сплести воедино нарочито искусственные правила и интересный сюжет, то разработчики «Штурма» решили лишний раз не напрягаться. В игре нет ни диалогов, ни скриптовых сюрпризов — только самовозрождающиеся толпы и скучные одинаковые ситуации. Разгромил укрепления дальнобойной артиллерией или авиабомбами, закидал неприятеля гранатами и шапками, подогнал пушки, отбил контратаку — и так вплоть до титров или умопомешательства, в зависимости от того, что придет раньше.

Правда, даже на «нормальной» сложности враг дает прикурить, хотя AI умнее не стал. Просто до тех пор, пока мы не приберем к рукам последний флаг, из молочно-белого тумана, скрывающего края виртуального поля боя, будут вылезать новые отряды. Карты-коридоры не способствуют маневрам, и линию фронта быстро заваливает телами и дымящимися остовами бронетехники. От мертвецов мало прока, а вот металлический лом — прекрасное укрытие для наступающей пехоты. Иногда экипаж покидает слегка поврежденную машину, однако после короткого ремонта «Пантера» поворачивает ствол в сторону бывших хозяев. Подобные находки поднимают настроение. Кто откажется от бесплатного сыра?

Главный недостаток — все надо делать самому. Разбирая трофеи, напрочь забываешь об окружающем мире. Непростительная ошибка! Стоит на минуту бросить своих вояк, и последствия могут быть плачевными. «Штурм» хочет выглядеть рядовым клоном Company of Heroes, но это не простая стратегия. Ее секрет в прямом управлении юнитами. Оставшись наедине с компьютерными алгоритмами, солдаты воюют в четверть силы (бытует мнение, что любую часть «В тылу врага» можно пройти одним бойцом). Именно эта особенность полюбилась игрокам. Увы, здесь она мешает. Многие вроде бы элементарные действия требуют нашего присутствия. Подобрать с земли (или снять с подбитого броневика) более мощное оружие? Вкатить тяжелораненому спасительный укольчик? Поправить слетевшую гусеницу на танке? Строго с высочайшего благословения.

Дефицит информации не позволяет сконцентрироваться на действительно важных вещах. Как узнать, что у «Тигра» сломана пушка? Посмотреть на нее — других вариантов не предусмотрено. Игрок вынужден постоянно прыгать по карте, отслеживая состояние подопечных и решая насущные проблемы. Снабжение реализовано ужасно. Недостаточно припарковать заполненную боеприпасами машину рядом с юнитами — каждому надо вручить персональный подарок, и горе тому, кто перепутает калибры!

Тыловики совершенно не осведомлены о наших трудностях и присылают всего по чуть-чуть, в итоге половина груза лежит без дела. «Летающие пульки» из Codename Panzers и то лучше. Нет ничего обиднее, чем убить кучу времени, перевооружая ударную группу, а потом наблюдать, как тела храбрецов парят над землей — против фугаса каски не помогут. После такого унижения вспоминаешь цыгана из анекдота: «то ли этих отмыть, то ли новых нарожать»? Удивительно, что еще находятся люди, искренне считающие StarCraft апофеозом микроменеджмента. Украино-немецкий тандем на несколько кругов опередил Blizzard. Нужно быть сторуким гекатонхейром, чтобы полноценно играть в «Штурм».

В графическом плане все довольно прилично, что, учитывая возраст движка, настоящее чудо. По-мультяшному яркая палитра не вписывается в современные стандарты, но аккуратные бюргерские домики и замечательная густая трава и сегодня хороши. Модели техники вообще выше всяких похвал — хочется отверткой сковырнуть их с экрана и поставить на полочку. Разрушаемость тоже на уровне, хотя порой разрывные снаряды не причиняют ущерба стенам. Зато к качеству карт серьезные претензии. С тактической точки зрения — в пределах нормы (окопы, кусты, дома), однако индивидуальности ни на грош. Дураки, у которых денег больше, чем мозгов, ездят на натуру. В DigitalMindSoft вдохновлялись картинками из Интернета — вездесущая "статуя Тора" (она установлена в Смоленске, Кенигсберге и на Халхин-Голе) вызывает невольную улыбку.

Впрочем, какая разница, где крушить головы себе подобным? Для лихой потасовки в компании друзей или случайных попутчиков подойдет даже безымянный железнодорожный переезд. Помимо пресловутой борьбы за флаги, есть классическая «атака-оборона» (по завершении раунда стороны меняются местами, и система подсчитывает очки), «кооп» и «десматч». Найти спарринг-партнера нетрудно, но прежде чем открывать сезон охоты, внимательно проверяйте параметры игры. Однажды я, сам того не желая, ввязался в занудную двухчасовую битву. Поджидая, пока на горизонте возникнут потенциальные «фраги», можно изучить матчасть. С десяток видов пехоты, бронетранспортеры, артиллерия, ПТ-пушки, танки — выбор немаленький. Особняком стоят уникальные юниты. Советскому военачальнику не обойтись без самоходной гаубицы Б-4, а немец не сможет отказать в удовольствии заслать в тыл к врагу пару-тройку «Голиафов».

Микроменеджмент в сети

Если вы не планируете выходить в Сеть, ждать от игры нечего. Однотипные миссии и задранная сложность заставят пожалеть о потраченном времени и деньгах. Фирменная специфика тоже не всегда к месту. Когда под нашим командованием крошечная диверсионная группа, навязчивый микроменеджмент и прямое управление как нельзя кстати. «Штурм» предлагает возглавить масштабную военную операцию и при этом — совать нос в вещмешок каждого солдата. Да, у проекта отличный «багаж», но, по правде сказать, он гораздо больше похож на увесистый мод, нежели на цельный коммерческий продукт.

Рецензии пользователей
на В тылу врага 2: Штурм1

черт знает что так сильно не понравилось тем людям которые написали ужасно, игра с хорошей графикой, физикой, тучей модов, хорошим балансом, можно с людьми подружится, 100 игроков онлайна минимум, баги на фаршоты и читы- ну есть такие их всегда кикают и запоминают, игра к железу не требовательна. минусы скрытое хп (оно тут есть) рандомный крит вероятность которого увеличивается с приближением к противнику, кт и штука цу фусс инбалансны, немножко багов с оживлением танка у которого разрушеный корпус, тормознутые боты, рандом (вражеский ополченец может перестрелять вашего парашютиста потому что так нарандомило) . минусы настолько малы по сравнению с плюсами что обращать внимание на них не обязательно поскольку туча юнитов и тактик которые предлагаются игроку, при таком разнообразии карт бесценно.
«Не могу перестать играть»
«Проверено временем»