- Главная/
- Игры/
- Черные бушлаты/
- Рецензия
Морская пехота. Какие ассоциации возникают у вас в голове, когда вы слышите эти слова? Готов спорить, для большинства морпех – здоровенный американец с квадратной челюстью, сверкающими глазами и «Томпсоном» за спиной. Игрок со стажем наверняка предложит научно-фантастическую версию в духе Doom. И лишь редкие любители отечественной истории вспомнят о героях-черноморцах, защищавших рубежи нашей Родины от немецко-фашистских захватчиков.
Назло рядовому Райану
Интернационалистам, желающим повоевать на стороне Германии или США, тут ничего не светит. В отличие от «В тылу врага 2», подарившей движок новому проекту и пытавшейся объять все страны и фронты, «Черные бушлаты» рассказывают о подвигах советских морских пехотинцев, обязанных своим прозвищем характерной униформе. Первый этап большого приключения – безвестная деревушка в окрестностях Одессы. В августе 1941 года крупный портовый город оказался в изоляции — румынские войска не сумели взять его сходу и приступили к изнурительной осаде. Далее по плану: оборона Севастополя, Керченско-Феодосийская операция, битва за Кубань, освобождение Новороссийска, ответный визит к друзьям-мамалыжникам… 22 миссии, охватывающие внушительную часть Великой Отечественной войны.
Исторически обусловленные различия в вооружении позволили избежать однообразия. Сначала мы учимся противодействовать малявкам R-1 и R-2, и только под конец на сцену выходят знакомые «тридцатьчетверки» и «панцеры». Хотя прелесть игры — не в экзотических моделях техники. Главное — интересные и разнообразные задания. Массовые баталии чередуются с рейдами на вражескую территорию и точечными диверсиями. Вот группа парашютистов, заброшенных в глубокий тыл, отстреливается от немецкого патруля. Десантный корабль выгружает на пляж взвод «Стюартов». По заснеженной равнине мчат бронетранспортеры с ранеными красноармейцами на борту. Солдаты бегут по разрушенным городским улицам… Единого сюжета в духе «Братьев по оружию» нет – авторы придерживаются фактов, пусть и в ущерб кинематографическому пафосу. Действующие лица постоянно меняются, и я сомневаюсь, что вы запомните их фамилии. А зря, ведь за полигонами и пикселями подчас скрываются реальные люди: лейтенант Федоров, майор Куников, полковник Брежнев. В 1943 году будущий генсек ЦК КПСС хлебнул соленой черноморской водички, и от нас зависит, доживет ли он до эпохи развитого социализма или сгинет в пучине.
Военно-морская специфика хлещет через край. Многие уровни начинаются с высадки: десантники плывут к берегу, мимо проходят канонерки и катера-охотники, величественно ухают 180мм крейсерские орудия. Можно долго выискивать недостатки и тыкать пальцем в скриптовые костыли, но ощущение боя и недетский азарт с лихвой все компенсируют. Штаб нечасто балует подкреплениями, и даже на «нормальной» сложности надо осторожничать. Попавшие под плотный огонь бойцы погибают за считанные секунды. Необходимо пользоваться укрытиями, обходить опасные участки, бить с флангов. Нет ничего противнее, чем пройти половину миссии и понять, что сил на очередное препятствие не осталось.
Рано или поздно вы научитесь побеждать с минимальными потерями. Рецепт хорошо знаком поклонникам «В тылу врага»: захват танка и методичная «зачистка». Бронеавтомобиль или пушка на колесах тоже подойдут. Да, возить за собой добрую тонну полезного груза не слишком удобно, а что поделать – лобовая атака обречена. Другой довод «за» — нехватка противотанковых средств. В 1944 году пехота уже могла самостоятельно давать отпор бронированным чудовищам, но не здесь. Подползти на расстояние броска гранаты непросто, а ПТР бесполезны против Panzer III и старших моделей (не ждите «Королевских тигров», максимум – StuG IV и Panther). Разумным компромиссом кажутся минометы. Их нетрудно найти, два человека с легкостью переносят «трубу» в руках, вот только слабая убойная сила и невысокая точность перекрывают все достоинства.
Существуют и более весомые недоработки. Управлять толпой очень неудобно. «Братья по оружию» и «Лис пустыни» обнажили проблему, однако создатели «Черных бушлатов» не спешат ее решать. Взять, к примеру, инвентарь. В игре-наследнице Commandos он уместен, но если в отряде 20-30 головорезов, уследить за каждым почти невозможно. Собрать боеприпасы с трупа? Щелкаем мышью. Метнуть «Молотова»? Опять нужна наша помощь. Спрятаться за забором?.. Безотказно работает лишь автоматическая атака, да и то иногда AI в упор не видит цель, вынуждая включать прямое управление. Поэтому, вместо того чтобы придумывать и осуществлять хитрые тактические схемы, игрок самозабвенно палит из «Флака» или гоняет фрицев, в то время как основная часть ударной группы отдыхает на травке.
Один за всех
Качественно реализованная разрушаемость всегда была визитной карточкой серии «В тылу врага». Обстрел крупнокалиберными снарядами уютного двухэтажного домика приносит неописуемое удовольствие: летают обломки кирпичей, в стенах возникают новые «окна», оголяется интерьер. Тем сильнее удивление, когда буквально через пару уровней попадаешь в неуничтожимый пластиковый мир старомодных RTS. Отсутствие «расчлененки» (а ведь она была в Company of Heroes) – еще одно доказательство того, что разработчики не стали доводить до ума устаревающий движок. Зато огонь не подкачал – в практическом смысле. Зачем рисковать жизнями подчиненных, обмениваясь пулями с засевшими в деревянной избушке фашистами? Бросьте бутылку с зажигательной смесью и немного подождите.
Нашлось место и для мелких украшений. Возможность залезть на дерево и поиграть в «кукушку» – именно то, о чем мы мечтали. Впрочем, долой сарказм! С высоты открывается отличный вид на парад бронетехники. Под советскими флагами гусеница к гусенице едут Т-38, Т-60 и ленд-лизовские «Шерманы» и «Валентайны». Румыния, помимо чешских R-1 и R-2, демонстрирует «француза» Renault R35. Италия пугает угловатыми формами Carro Armato L 6/40. Германия пытается соблазнить гигантской uber-пушкой «Бруно» и трофейным чудом Char B1 bis с установленным огнеметом. Изредка нам поручают корабль — пострелять по береговым укреплениям. Это развлечение интересно, прежде всего, тем, что от артподготовки напрямую зависит судьба десантников, которыми мы будем командовать несколькими минутами спустя. Уничтожили пулеметное гнездо – сберегли своих людей.
И таких мини-подвигов здесь десятки. Вряд ли кому-то удастся пройти игру за пару вечеров. Однако, разобравшись с последним заданием (оно, к слову, оказалось далеко не самым сложным), вы даже не увидите финальный ролик. Его нет, как нет и мультиплеера. В качестве утешения – «игропедия» от четы Зоричей, подспорье для тех, кто хочет узнать больше о представленных событиях.
Красное на черном
Очередная компания брутальных мужиков на обложке у кого угодно может вызвать скептическое отношение к «Черным бушлатам». К счастью, игра получилась объемной и разнообразной. Если вас еще не достали бесконечные ВМВ-стратегии и не смущает отсутствие сетевого режима – не пропустите. Хороший «сингл» нынче редкость.