Ситуация на рынке спортивных менеджеров все больше напоминает ту, которая сложилась в мире большого синематографа. Пока Hollywood стряпает один многомиллионный блокбастер за другим, более скромные кино-компании, как правило, не из "долины грез", снимают малобюджетные, но с виду такие умные фильмы... В общем, расклад ясен - не имея денег для создания чего-нибудь ширпотребного в хорошем смысле этого слова, энтузиасты ночами сидят за мерцающими экранами своих ЭВМ, мастеря очередной интеллектуальный шедевр. Там, где не надо убивать людей, водить танки и летать на самолетах. Где игрок - начинающий тренер, которому дали карт-бланш и доверили любую команду в любом дивизионе. Как правило, задумки у всех создателей такого рода откровений хороши - сделать самый лучший и самый реалистичный симулятор тренерского мостика во вселенной (уж мы-то за длинным долларом не погонимся!).
Но, если продолжить проведение аналогий с миром кино - не получится ли так, что за качающейся камерой и длинными туманными монологами спрячутся лишь чьи-то амбиции и претензии на звание думающего режиссера, вместо действительно умного кино? Не окажется ли за таблицами менеджера, сделанного энтузиастом, нечто такое, во что сможет играть один лишь его создатель? На примере Championship Cricket Manager от Oli Norwell, я думаю, мы поразмышляем над этим...
Умное кино?..
Что такое Championship Cricket Manager? Разумеется, менеджер крикета. Лучше или хуже остальных? А вот это хороший вопрос. Дело в том, что за всю мою довольно богатую на различные менеджеры карьеру спортивного автора CCM - лишь третий менеджер этого вида спорта из попадавших мне в руки. И если Cricket Player Manager даже сравнить нельзя с той игрой, о которой сегодня идет речь (CPM только по названию менеджер, а на самом деле - смесь FIDO и игрового автомата с намеком на крикет), то International Cricket Captain Ashes Edition вполне подойдет для сравнения и детальной экспертизы.
Надо сказать, CCM по всем параметрам проигрывает Ashes Edition. Продукт сытой и благополучной Empire Interactive тут и там бьет результат ночной долбежки по клавишам Оли Норвелла. Возьмем, например, интерфейс. Всем своим видом CCM говорит: я неудобен. Мышка резко теряет в скорости и едва-едва движется от кнопки к кнопке, изредка вызывая приступы ярости. Правда, автор, решив не возиться с исправлением этой проблемы, взял да и подвесил каждую менюшку на горячие клавиши. Continue, говорите? Будьте любезны кнопочку "С" нажать. Done? Ты что, "D" на клавиатуре не видишь? Приходится мириться с судьбой и жать на всевозможные комбинации клавиш. Какие-то заучиваются наизусть, так что порой игра напоминает жаркие схватки в Warcraft 2 с его постройкой бараков, ферм и прочих дворцов. При всем этом не внушает уважения и художественное оформление. Всех деталей, что радуют глаз, - одна фотография фоном. Шрифты самые что ни на есть среднестатистические, не вписывающиеся в общий фон таблиц. Никто не задумался о том, что игра не только должна проворачивать сквозь свои жернова три с лишним тысячи игроков (именно столько их здесь наблюдается), но и дарить уют с комфортом. Чтобы вернуться к ней после перерыва хотелось не только разработчику, но и хотя бы половине всех фанатов крикета, желающих попробовать себя в роли главного тренера.
Конечно, скажут критики, не в графике изюминка. Вон, Championship Manager ею отнюдь не блистает, а поклонников - хоть пирамиды строй. Не соглашусь. Помимо процесса игры как такового есть еще и продуманный интерфейс. А если в качестве примера взять Baseball Mogul, так вообще получится, что ради удобства управления и красочности процесса можно даже с удовольствием играть в менеджер бейсбола.
Ну, хорошо, тренерские будни. Лично меня они вогнали в тяжелую депрессию. Я не требую от игр чего-то экстраординарного. Просто хочу, чтобы с моей челюстью все было в порядке после очередного затяжного зевка. По мнению создателя CCM, дело тренера, - определение состава на игру, и только. Никаких тренировок, отработки тех или иных движений на поле, розыгрыша комбинаций, планирования тактических действий. Просто сидим, тыкаем кнопку "С" и читаем новости (кто-то постоянно ломает пальцы и переходит из команды в команду) в ожидании следующего тура. Да, еще время от времени нас беспокоят игроки с просьбой немного поднять зарплату. Какие заслуги тому причиной - неведомо. Не забывают нарушать творческую идиллию и другие команды. А нельзя ли предложить контракт вашему Fast Medium Bowler такому-то и такому-то? Нельзя. Извините. Когда же я решил обзавестись новым игроком, его агент пообещал дать ответ в самый короткий срок и куда-то скрылся. За что ему только деньги платят...
Не намного веселее проходит и сам матч. В статье, посвященной Ashes Edition, я упоминал, что крикет - единственная игра, в которой есть перерыв на 5-часовой обед. Как выяснилось, там еще имеется перерыв на сон. Игра не втиснута ни в какие жесткие временные рамки и поэтому может длиться хоть сутки, хоть двое. Никаких тай-брейков, как это сделали в теннисе, еще не придумали. Тем более Англия, не говоря уже о Пакистане, Австралии, Индии и прочих странах, входящих в крикетную лигу (кстати, играть можно за клубы всех этих стран и даже более) или как там у них называется организация. Страна консервативная, устоявшиеся традиции менять не будет. Поэтому и дается игрокам на все про все "всего" четыре дня максимум, а нам - несколько незабываемых, практически неограниченных игровых отрезков, вплоть до чудесного момента обнаружения замечательной кнопки "skip match". После этого матчи пролетают как во сне. Привычной становится формула, когда следующая игра строится на основе не последней встречи (кто как сыграл и т.д.), а ряда встреч. 10 раз подряд проиграл? Надо что-то менять... Тем более что в процессе самого матча игра почти не контролируется, можно только добавить агрессивности игрокам (непонятно, к чему агрессия в таком пацифистском виде спорта, как крикет?), находящимся на поле. Даже на выбор расстановки игроков на поле наложено табу.
Вдобавок ко всему явно не помешало бы графическое отображение матча. Все-таки мне, да и большинству обычных любителей спортивных игр, но не фанатов крикета, сложно заставить работать фантазию так, чтобы по крайне скупому отчету представить, что в данный момент происходит на поле. Приходится наблюдать за строкой, отражающей результаты команд. Если матч складывается не в вашу пользу, попробуйте что-нибудь сделать с агрессивностью. Авось поможет.
Чересчур...
Я вполне допускаю, что CCM - серьезный симулятор, как и указано в аннотации. Но, на мой взгляд, хорошая игра не должна быть пугалом. Она просто обязана отличаться максимальным удобством для пользователя. Оли Норвелл создал такую "концептуальную" игру, что, я уверен, об нее обломает зубы не один хардкорщик, не говоря уже о чайниках, которые только переходят от погонять/поотбивать/позабивать мяч/шайбу/шар в ряды тех, кто управляет этим процессом на совершенно другом уровне. Все-таки клиентов надо уважать.