Каждая серия MSFS — событие. Ведь почерк Microsoft, гнущей линию «симулятора для всех», изучен — новый продукт всегда лучше предыдущего. MSFS 2004, девятая по счету версия знаменитого симулятора, по традиции является эволюционной, дополняя MSFS 2002.
Как правило, предшественница живет на жестком диске от нескольких дней до нескольких лет. MSFS '98, несмотря на моральную устарелость, до сих пор пользуется заслуженным авторитетом в рядах любителей симуляторов. Уступая потомкам по части графики, он имел эталонную для сериала физическую модель, что порой является выходом для обладателей маломощных компьютеров.
Были у него и недостатки, связанные в основном с УВД и слабым моделированием погодных условий (все-таки тогдашние мощности еще не позволяли моделировать, скажем, кучевую облачность). Правда, встретить в настоящее время этого мамонта сложно. Скорее всего, его место будет занято MSFS 2000 или MSFS 2002.
MSFS 2004 по совокупности качеств избавляет виртуальных летчиков от необходимости занимать лишнее место другими версиями — здесь есть все. Свободное пространство стоит отдать Fly! 2, на случай, если захочется пощелкать тумблерами.
На первый взгляд, новый релиз мало отличается от 2002-й версии. Отчасти это так — ничего революционного.
* * *
Но, согласитесь, достаточно объективным преимуществом является большой выбор самолетов. Щедрость разработчиков обусловлена юбилеем — ровно 100 лет назад братья Райт осуществили первый в истории человечества управляемый полет на ЛА. Кстати, та самая машина в ассортименте присутствует, как и несколько других реликтовых самолетов из первобытного века авиации.
Разработчики не поленились прикрутить несколько «исторических» заготовок с участием ветеранов, что, впрочем, не мешает выбрать любого из них для свободного полета. Все-таки динамика у них любопытная. Если еще и вентилятор поставить, чтобы в лицо дуло…
Биплан «Сопвич», насколько я помню, «обитал» еще в MSFS '98. Между прочим, именно биплан лучше всего соответствует условиям высшего пилотажа, поэтому назвать его куском фанеры язык не поворачивается. Но подобные машины популярны и в наше время, а авиапарк в MSFS 2004 действительно уникален.
К счастью, история авиации у Microsoft ассоциируется не только с фанерными самолетами. В список включены такие экземпляры, как, например, ставивший в свое время рекорды скорости, полностью деревянный DH-88 английской компании «Де Хэвиленд» — пионера реактивной ГА. Жаль, до «Кометы», приобретшей статус легенды еще при жизни, у разработчиков руки не дошли.
Впрочем, в качестве компенсации в игре присутствует легендарный DC-3 — живой свидетель послевоенного бума пассажирских перевозок в США. У нас он тоже летал весьма активно, только под названиями «ПС-84» и «Ли-2». Или, скажем, не менее интересный образец — Ford Tri Motor. К слову, это первые самолеты, заложившие основу понятия «гражданская авиация». До них воздушное пространство бороздили малопригодные для перевозки пассажиров машины.
Оценить адекватность управления такими самолетами достаточно проблематично. Кто сейчас в состоянии выступить в роли эксперта? Мне показалось, что летать, скажем, на DC-3 легко. Но насколько мое впечатление соответствует действительности? В любом случае, это не B-17, управление которым военные летчики сравнивали с вождением грузовика.
Microsoft вообще не склонна к гигантомании. Спору нет, разномастные «Боинги» — это хорошо, но что стоило побаловать игроков поршневыми гигантами, ставших символами тупика, в который в свое время зашли авиаконструкторы всего мира? Ладно, не буду драматизировать. В конце концов, на фанатских сайтах есть масса таких самопальных машин («Ил-18», например), чья физическая модель достойна всяческих похвал.
* * *
Я, пожалуй, увлекся… Перед нами не музей и не энциклопедия, а игра. К тому же, как мне подсказывают, здесь есть вертолеты (теперь их два, встречайте — Robinson R22). Было бы, конечно, несправедливо обделять их вниманием. Но, боюсь, сказать что-либо стоящее на эту тему я не смогу. Есть мнение, что физическая модель вертолетов в MSFS 2004 далеко не идеальна. Информация из весьма компетентного источника. Отмечу лишь, что теперь для вертолетов предусмотрена своя «обучалка».
В остальном — так называемая «малая авиация», класс, который на Западе пользуется поистине огромной популярностью. И в нашей стране интерес тоже просыпается; хотите учиться летать на «Катанах» и «Цесснах» — пожалуйста, это занятие не для олигархов.
Все самолеты из MSFS 2002 плавно перекочевали в MSFS 2004. Тут без изменений. Да и внутри/снаружи они стали ненамного симпатичнее.
В принципе, все рассуждения о графике можно было бы опустить. Технологии не стоят на месте, MSFS 2004 — один из самых красивых современных симуляторов, даже с учетом его гигантских масштабов. На земле появились новые трехмерные объекты. Города от версии к версии все больше и больше напоминают настоящие. Правда, видимость объектов все равно не соответствует действительности, подобные вещи движку пока еще не по зубам. Что особенно интересно, с высоты земля смотрится… хуже! Факт, отмеченный еще в прошлой версии.
Ну и ошибки, конечно. Иногда полигон на пол-экрана выскочит, мип-мэппинг работает слабовато…
Однако и это сущая ерунда, если вспомнить о взлетных полосах в горах, водопадах на обледенелых вершинах и дорогах посреди рек. И главное, улучшения ситуации по сравнению с MSFS 2000 не наблюдается. Много еще работы у программистов.
* * *
В какой-то степени сказанное касается и погоды. Облака великолепны, не спорю. Но сплошная облачность все равно пока получается плохо. Вроде ругали Microsoft за провалы в знании метеорологии, за ветер, а воз и ныне там.
Что касается физической модели самолетов, то она традиционно так себе. Игрокам не откажешь в желании видеть в MSFS больше летательных аппаратов, но каких-то существенных шагов Microsoft в этом направлении не делает. Впрочем, наиболее интересные модели создаются фанатами, а то и целыми фанатскими группами. И дело не только в количестве. Речь идет скорее о качестве.
Уже несколько лет самолеты, находящиеся в игре, что называется, по умолчанию, с большим трудом отвечают требованиям реализма. Тут MSFS во многом уступает «Ил-2».
Вот чем, между нами говоря, обусловлена непопулярность «пилотажных» самолетов. Во Fly!, допустим, их вообще нет. В MSFS 2004 тоже негусто: неизменная «Экстра» и Curtiss JN-4 Jenny. Фигуры высшего пилотажа, выполняемые на этих машинах даже опытными виртуальными пилотами, выглядят кривовато; пример — штопорная бочка. Особенно плохо реализовано сваливание: самолет на срывных режимах ведет себя очень неестественно; штопор в MSFS никогда не был похож на настоящий. Даже на самых высоких настройках реализма.
Правда, поклонники «гражданских» симов и не предъявляли к именитой серии столь суровых требований. Повторюсь, есть масса фанатских разработок с физикой, превосходящей дефолтные самолеты на порядок. Кстати, опасения скептиков не подтвердились, архитектура MSFS 2004 осталась полностью открытой, и разработка новинок уже идет полным ходом. Многие модели, сделанные еще для MSFS '98, вполне сносно работают с последней версией. Не все гладко, конечно, но оптимизма прибавляет.
* * *
Впрочем, так ли это важно? Со временем страсти утихнут, и все потихоньку возьмутся за новичка. А вместе с игроками перекочуют и самолеты. В конце концов, для MSFS реализм полета — не самое главное. Стандарт, установленный в MSFS '98, остался неизменным, и если бы не графика, игра была бы популярна и сейчас. И вообще, кокпиты там не сильно хуже.
MSFS 2004 берет другим. Помимо графики на уровне лучших аналогов, разработчики потратили немалые силы на модернизацию УВД и AI (не говоря уже о том, что по ПИП этому проекту, на мой взгляд, нет равных). Я не преувеличу, если скажу, что MSFS на самом деле помогает освоить технику полета на летательном аппарате и все сопутствующие этому процессу действия.
Случаи, когда человек, серьезно игравший в MSFS, садился за штурвал настоящего самолета и достаточно неплохо летал (в присутствии инструктора, разумеется), уникальными не назовешь. Если говорить о визуальном ориентировании и работе с навигационным оборудованием (GPS тут точь-в-точь как настоящий), то игра позволяет выработать и некоторые фундаментальные навыки.
В MSFS 2002 произошла своего рода революция: трафик наконец-то стал вполне осмысленным. В аэропортах появились настоящие самолеты, выполняющие свои задачи. Теперь это направление проработано еще глубже.
Одним словом, навыки радиоосмотрительности не помешают, плотность трафика в пределах крупных аэропортов нередко соответствует действительной обстановке, когда приходится болтаться в зоне ожидания. Разумеется, как и в позапрошлогодней версии, никто неожиданно не сядет вам на голову и не выскочит поперек полосы при пробеге. AI даже при посадке в неконтролируемых аэропортах ведет себя адекватно. Этим MSFS и замечателен. До Flight Unlimited, конечно, не дотягивает, но уже близко.
Да, система в какой-то мере упрощена. Если пожелаете, вам не нужно будет запрашивать разрешение на запуск, предварительный и исполнительный старт. Разве что разрешение на взлет. В сценариях «по умолчанию» самолет уже стоит на этом самом исполнительном старте c работающими двигателями. И при полете по кругу нет необходимости сообщать прохождение точек разворота.
Хотя в целом картина происходящего очень напоминает реальную: боты запрашивают разрешение на исполнительный старт и ждут, что честно отображается в окошке УВД и отзывается в наушниках. Гуманное решение, мучить игрока подобной бюрократией без надобности нет смысла.
* * *
Microsoft в очередной раз подняла ей же установленную планку качества. В данный момент с новой версией работает довольно мало самолетов, да и количество прикладных программ невелико, поэтому большая часть армии поклонников серии пока не торопится пересаживаться. Однако это лишь вопрос времени, поскольку MSFS 2004 красивее и совершеннее предка. На шаг впереди.