- Главная/
- Игры/
- Microsoft Train Simulator/
- Рецензия
Поезда обладают определенным магнетизмом,
объяснить который довольно сложно…
(цитата с коробки)
Наступила пора отпусков. Основным видом транспорта стали поезда, их младшие собратья и, не поймите меня неправильно, сосестры электрички. Уставшие за год гегемоны мигрируют по всем направлениям: в ближайшие пригороды, на море, в Европу, Азию, Мексику и даже в Саратов. Не смущают ни расстояния, ни порой многодневные братания с аппетитным дорожным туалетом и соседями по купе, ни элементарное однообразие внутрипаравозной жизни. И если сейчас путешествие, растягивающееся на три дня, вызывает легкий обморок, то лет эдак сто назад подобная скорость казалась просто немыслимой.
У билетных касс
Старичок Прогресс упорно не желает стоять на месте. За отрезок длиной в век он сменил свои паровые костыли на напичканные электроникой протезы и, несмотря ни на что, пользуется спросом у почтенной публики. Отчасти этому феномену он обязан относительной дешевизне поездки, а отчасти той самой необъяснимой притягательности, шарму, романтике, если хотите. Уж больно сух перелет, к примеру, в ту же престольную: сел, подергал стюардессу за коленку, выпил местного лимонада, пнул сидящее рядом дитя, чтоб не орало, и… уже на месте. Какая уж тут романтика.
Видимо, поняв эту простейшую истину, многостаночная Microsoft решилась на продолжение своей серии MS Х Simulator, где в данном случае "Х" стало равно "Train". Более чем вероятно, что "Х" может в будущем принимать любые значения от "Baby Carriage" до "Starship", но сегодня это самый обычный поезд со всеми вытекающими. При этом набившее оскомину слово "симулятор" подходит как нельзя лучше, ибо назвать игрой это чудо можно с трудом. MS TS - тянет руку с первой парты, подпрыгивает на стуле от напряжения и с криками "Ну можно я, марьпетровна!" претендует на звание настоящего тренажера для железнодорожников.
В очередном детище великого и ужасного Билли настолько мало осталось от игры как таковой, что поначалу чувствуешь, как будто тебя нагло продели, отобрали последние трусы и заставили пройти по центральной площади, гордо задрав голову. Однако, приняв слегка другую точку зрения, понимаешь, что это не так. Никто же не обвиняет хорошее вино в том, что в нем недостаточно градусов, чтобы свалиться головой в куриный суп. Собственно, MS TS - это и есть то самое хорошее вино, которое нельзя пить залпом и закусывать огурцом. Лишь употребляя небольшими порциями, получаешь настоящее эстетическое удовлетворение.
Отправление
Смысл происходящего доходит постепенно. Сперва осознаешь, что количество локомотивов не выходит за пределы десятка, но при этом каждый из них по своей сути уникален и проработан практически до мелочей. После, накатав определенное количество часов по скромным шести трасам, окончательно расстаешься с мыслями о побеге, а красавец Golsdorf из злейшего врага превращается в лучшего друга, сводя на нет всякий интерес управления новомодными экспрессами.
Небольшой тьюториал, практически бесполезный при изучении составов 7000-й серии, как воздух необходим для минимального освоения премудростей вождения Flying Scotsman. Лишь там в качестве альтернативы единственной ручке Luxury Super Express и постоянно поднятому пантографу предлагается джентльменский набор из котла, регулятора, тендера с углем, нагнетателя, заслонок и полкила творожной массы из пяти-шести датчиков со вкусом жареных предохранительных заглушек. Здесь непонятно, то ли я хронически туп, то ли разработчики переборщили, но успех общения с паровозами пришел лишь после внимательного прочтения увесистого мануала.
С дизелями и электровозами куда как прозаичнее. Ветер в рожу не дует, управление имбецильное, дыма нет, в общем, никаких сентиментальных излишков. В помойку все инструкции! Лишь только в сравнении начинаешь понимать, что управлять адской паровой машиной есть настоящий секс для посвященных. Едешь себе не спеша, крутишь десяток ручек, следишь за давлением в котле, уровнем воды и еще целой пачкой параметров, да не забываешь периодически подкидывать себе в топку очередного Сергея Лазо. Красота-а, слов нет! И ведь натурально-то как!
Схожесть с реалиями прет изо всех щелей. Буквально каждая деталь хочет сказать, что мы тут не для того, чтобы вот. По-настоящему грамотно сделанные модели составов, когда можно прочесть любые надписи на вагонах или локомотиве; возможность самолично разводить стрелки и при этом видеть переключение направления собственными глазами; просто шикарное звуковое оформление, лишний раз доказывающее, что иногда лучше один раз услышать; медленно разгоняющиеся и трудно управляемые паровозы, оставляющие за собой клубы дыма; так и норовящие выйти за установленные лимиты скорости электропоезда, и еще гора мелочей, создающих ту самую атмосферу, о которой мы уже не раз. Доходит до смешного: единственная выбивающаяся из стройного ряда составляющая - это расстояние, поскольку даже время в MS TS бежит столь же неторопливо, секунда в секунду совпадая со своим оригиналом. Существуй в игре трасса "Москва - Санкт-Петербург", катить нам по ней положенные восемь-девять часов кряду, соблюдая все сигналы семафоров и пытаясь уложиться в расписание.
Смущает лишь пара моментов: полное отсутствие музыки, что есть зря, и слабенькие панорамы с чересчур квадратными домами с минимумом деталей. Ряд плоских, как блин, елок, за которыми находится жирная, сочная текстура с облаками как-то не вызывает особого восторга. Классика жанра - "объемные" деревья, выполненные в форме буквы "х", также не смогли отказаться от приглашения. Самое противное, что в случае появления непреодолимого желания на все это безобразие можно взглянуть самому без особого труда, благо до неприличия дружественная камера позволяет.
В пути
Желание сходу поставить заслуженные девять баллов начало было перерастать в цельную десятку, но тут же упало на полтора пункта. Столь полная симуляция оказалась палкой о двух концах. С одной стороны тщательно воссозданная атмосфера железной дороги, с другой - полное отсутствие хоть какого-то стимула для игрока. Миссии существуют как бы сами по себе, кучкуются в уголке, скромно высовываясь с протянутой рукой, совершенно ни в чем не ограничивая. Никакой глобальной статистики, никаких призовых очков или иных бонусов. Нет даже флажков супротив оконченных заданий. Приходится либо скрупулезно проходить все подряд, либо напрягать упорно сопротивляющуюся память.
Говорить о разных режимах не приходится вовсе. Так и напрашивающаяся карьера померла жестокой смертью вместе с тем, кто осмелился это предложить вышестоящему начальству. Смысл прохождения всей игры целиком отпадает, а сложные миссии "добивать" не хочется ни под каким предлогом. Да и зачем, собственно? Каждое задание проходится без особых проблем (за исключением тех, что с паровозами), но с обязательными ошибками в количестве трех - то тормоза пережмешь, то на станцию опоздаешь на секунду или, наоборот, раньше приедешь, то еще чего-нибудь. При этом получаешь небольшой, но подробный списочек прегрешений, использовать который в дальнейшем не предстоит, если только не задаться целью побить собственный рекорд. Одним словом, расчет идет на самозаинтересованность играющего, или даже, скорее, фаната.
Ну и, наконец, не мешало бы придать продукту хоть минимальную одухотворенность. Полное и бесповоротное отсутствие людей вызывает легкий конфуз. Подъезжаем, к примеру, к станции, жмем Load/Unload и сажаем в поезд… кучу призраков. Сидения пустые, сигарета дымится, какие-то шушуканья слышны на фоне стука колес, но ни единого самого завалящего небритого лица. А уж о своих собственных виртуальных руках, безмозглом помощнике машиниста или кочегаре вовсе мечтать не приходится. Так и с ума сойти недолго, глядя на железобетонный мир, пробегающий за окном.
Однако замена никому не нужным людишкам в конце концов нашлась в лице… оленей, резво разбегающихся при звуке паровозного гудка. Интересно, при соответствующей ситуации внесут ли в графу "Дапущеные ашипки" пункт "Ты сбил аленя, ка-азел!"? Судя по наличию памятки юному машинисту от общества по предотвращению железнодорожных катастроф, не только внесут, но и отправят кришнаитам письмо о жестоком отношении к животным.
Видимо, исходя из вмешательства этой же организации или из соображений пресловутой гуманности, практически полностью отсутствуют катастрофы. По крайней мере, в том понимании, к которому мы привыкли с детства - куча мяса, кровища, состав горит, локомотив можно списать со счета, пострадавшие орут, выжившие плачут, в общем, все плохо. Да и в принципе столкнуться тяжко, поскольку трафик на местной ЖД куц, как чернобыльский йож. Максимум можно сойти с рельс на ближайшем тупике, но это зрелище печальное, скажу я вам. Боязнь за то, что какой-то нерадивый ребенок поступит в соответствующее училище ради подобных развлечений в реальной жизни, по всей видимости, превалировало над разумом разработчиков, и такой вот своеобразный рай на рельсах увидел свет.
Прибытие
А теперь сознайтесь хотя бы самому себе: ведь мечтали вы хоть раз после школы поступить туда, где учат водить поездатые локомотивы? Ведь манила романтика дальних путешествий за штурвалом современного состава? Да что дурацкие электровозы! Вспомните свои первые впечатления от лицезрения воочию стоящего на приколе старенького паровика. Неужели не посещало желание выглянуть на ходу из кабины машиниста этого железнодорожного динозавра?
Нет, разумеется, я не призываю всех резко бежать поступать в ПУПС или училище имени братьев Черепановых. Ничего подобного. Можно ограничиться тем же MS TS, благо наличествующий реализьм/коммунизьм/онанизьм позволяет получить определенное количество положительных эмоций. Просто вспомнились свои собственные ощущения из далекого вчера. Впрочем, может, все это моя больная фантазия и совершенно недостаточные пять часов сна с пятницы на субботу. Или с субботы на воскресенье. Или… Черт, какой вообще сегодня день недели?