Черный оазис
Нажмите, чтобы оценить
Рецензия
Получить тупым предметом по загривку - дело нехитрое. От попадания незадолго до этого в обитель стражей закона, научно именуемую отделением милиции, тоже никто не застрахован. Но загреметь туда через несколько часов после того, как ты очнулся в местном морге, в пластиковом мешке и в компании троих жмуриков… да, такое не с каждым бывает.
Убийца пожелал остаться неизвестным
Ужас как не хочется впадать в священный транс и читать проповедь о плачевном состоянии квестостроительства в России. Желающие могут сами совершить променад до ближайшего ларька с дисками и мужественно поплакаться в воротник. И все-таки из этого болота нет-нет, да и вынырнет кто-нибудь, кто вдруг вспомнит, что когда-то в этой стране делали не только "Петьку", "Штырлица" и бесконечно мимикрирующую санта-барбару про рандеву с незнакомкой, но и нечто совершенно иное. "Черный оазис" - как раз из них. Правда, болото нет-нет, да и напомнит о себе то плоской шуткой, то голосом актера, то еще чем-нибудь.
Король дешевого кино Роджер Корман в свое время промышлял тем, что придумывал несколько названий для будущего фильма, печатал афиши для каждого, а затем отправлял своих сотрудников в народ - расспрашивать школьников и пенсионеров, за просмотр которого из этих фильмов они без колебаний отдали бы свой последний доллар. Какое название набирало больше голосов, такой фильм и снимали.
"Черный оазис" цепляет тем же самым кормановским низкобюджетным подходом. Предельно универсальная заставка, повествующая об анонимном маньяке, терроризирующем город Чернозерск, подошла бы и уголовно-процессуальному детективу в духе Police Quest, и X-File'овской мистике, и психопатологическому триллеру по рецепту Se7en. Не говоря уже о шутерах, тактических симуляторах и постапокалиптических RPG. Согласитесь, удобно: еще не знаешь, что за игру будешь делать, а видео давно готово.
В этом городе должен быть кто-то живой?
Впрочем, с момента переселения в шкуру главного героя "Оазиса" (морг, мешок, жмурики... помните?) об "интро" можно забыть. Даже нужно забыть, поскольку наше альтер-эго очухивается в состоянии полнейшей амнезии и никак не может уяснить, кто он, зачем он и какая таинственная сила взрастила в местной больнице столь богатый урожай трупов.
Путешествие по лечебному учреждению живо напоминает каких-нибудь Shivers: вокруг ни души, одни запертые двери. Собственно, вся первая часть игры и проходит под знаком поиска ключей и паролей. Где не помогает ни то, ни другое, выручают прочие подручные средства. В районе пятого кабинета окончательно складывается впечатление, что авторы изначально хотели сделать "survival horror" а-ля Resident Evil с шинковкой зомби и ненавязчивыми адвенчурными элементами. Потом они, видимо, передумали, решили все-таки заняться квестом, зомби выкинули, а поиск ключей и паролей усложнили, чтобы ни один, понимаешь, олень в тундре не посмел упрекнуть игру в легковесности и "неквестовости".
Безусловно, необходимо отдать создателям должное - примерно в тот самый момент, когда эта тупая беготня по этажам со страстным желанием пристроить таки куда-нибудь обнаруженную отмычку начинает серьезно утомлять, нас наконец-то выпускают на оперативный простор, и в интерлюдии позволяют ради разнообразия пообщаться с людьми. Причем общение успевает надоесть до такой степени, что вторая часть "Оазиса", посвященная, в принципе, поискам все тех же объектов, воспринимается намного легче.
Мое Эльдорадо
Ругать загадки, которые нам предлагают решать в "Черном оазисе", так же бесполезно, как злиться на снег зимой. Времена Infocom и Legend давно прошли, все разработчики уяснили для себя, из каких ингредиентов должен состоять нормальный полноценный квест, а все (или почти все) игроки уяснили, чего надо и чего не надо ждать от разработчиков, и явления типа Syberia по-прежнему остаются исключением из правил. Поэтому особенно не хочется обижаться на то, что, скажем, для зачистки провода главный герой использует кровью и потом добытый осколок стекла, хотя стол патологоанатома просто завален куда более острыми и безопасными предметами. Не хочется, да и не нужно; к тому же иногда "Оазис" все-таки балует нас довольно изящными задачками, требующими не менее изящного решения.
Это становится хорошо заметно в "милицейской" части игры, где авторам иногда удается пройти по тончайшей грани между заведомо очевидным и заведомо абсурдным решением, где ключ к загадке лежит рядом, только руку протяни, но протянуть руку нужно будет в направлении, продиктованном не логикой, а интуицией. Внезапной догадкой, вспыхивающей ярко, как фонарик в кустах.
Соответственно, не стесняемся совать свой нос куда не положено, включать все, что включается, и читать все надписи оптом и в розницу (не волнуйтесь, пока я обхожусь без подсказок). Конечно, иногда процесс начинает напоминать эдакий контуженный System Shock, однако что-нибудь обязательно пригодится. Да и жизнь становится немного легче после изъятия из больничной камеры хранения электронной записной книжки, - в нее вообще ни одна запись не попадает просто так (хинт! можете волноваться).
Бешеный против Лютого
Должен предупредить заранее: ценителей закрученных детективных сюжетов просят не беспокоиться. Здесь вам не расскажут, кто же все-таки был Чернозерским Палачом. И даже не намекнут (ну, пожалуй, самую малость). В конце концов, это не детектив и не триллер, а самый настоящий трэш-ужастик. Ближайший аналог, который приходит мне на ум, - вышедший года эдак четыре назад рисованный Hopkins FBI, не менее изящный, чем хирургический скальпель, и смачный, точно шлепок мокрым полотенцем по целлюлиту. Разумеется, "Черный оазис" отличается от него так же, как какая-нибудь "Бригада убойных ментов" - от "Клана Сопрано", но надо же с чего-то начинать. Если отвлечься от кошмарных реплик героя (вот что, видимо, принято сейчас называть "прикольным"), от штампов, порожденных длительным просмотром "Маски-шоу", от графики, которая слишком явно демонстрирует контраст между пререндеренными задниками и честными трехмерными моделями (скриншоты, скриншоты), ну и от прочих подростковых аберраций, игра вполне может доставить понимающему человеку определенное удовольствие.
Тем более что финал получился достойный. Серьезный, взрослый, по-хорошему непредсказуемый финал. Я уже и отвык от таких.
* * *
А вот за видное невооруженным глазом стремление схалтурить "родителей" следовало бы пару раз приложить бамбуковой палкой. В годах путаются (если судить по вводной заставке, действие игры происходит в 2019 году, по газетам - в 2015, а милицейские досье предлагают еще больше возможных вариантов) - раз. Пускают одну за другой фразы, записывавшиеся явно в разное время и в разных условиях (неужели трудно было несчастный .wav переписать?) - два. Делят отделение милиции пополам: тут вход, а здесь - кабинеты сотрудников, камеры заключенных, комнаты для допросов, и между ними секретная дверь, открыть которую могут только агенты ФСБ, причем не самым тривиальным способом, - три. А как там, я извиняюсь, простые менты живут? Проникают на работу через форточки? Понятно, конечно, что их служба и опасна, и трудна, но не до такой же степени. Тщательнее надо, ребята, как говорил Михал Михалыч Жванецкий. И будет нам счастье. И вам, между прочим, тоже.
Системные требования для PC
Рецензии и комментарии Черный оазис
Наши друзья:
- «Канобу» — развлекательный портал о кино, сериалах, играх, музыке и технологиях
- «Игромания» — новости, статьи и видео об играх, железе и не только
- Если у вас есть онлайн-игры, которые вы хотите разместить на ag.ru и поделиться с большой аудиторией «Игромании» и «Канобу» — пишите на почту