Светлая тема

Рецензия на игру Midtown Madness

Вечер. Тихая чикагская улочка. Мягко стелется рассеивающий свет фонарей, по тротуарам гуляют счастливые парочки, изредка неслышно проезжает какой-нибудь Кадиллак или Форд, приглушенно шурша шинами. Идиллия буржуйской жизни… И вдруг! Тишина разрывается ревом почти десятка моторов, скрежет металла и визг тормозов на повороте заставляет испуганных зрителей затыкать уши. Попавшиеся под руку горячим водилам пешеходы в ужасе льнут к стенам домов. Еще несколько секунд и… все стихает. И лишь ветерок весело подбрасывает газеты из разбитых почтовых ящиков, да жалобно скрипит поваленный светофор, надолго парализовавший движение на этой злосчастной улочке… Ошалелые геймеры отрываются в Midtown Madness.

Сумасшествие как развлечение

Однако не только русские любят быструю езду. По крайней мере, виртуальную. Microsoft уже давно сама “сходит с ума” и сводит других. Хотя… если приглядеться, то станет ясно видно, что MM — не GTA, и даже не Speed Busters, и уж ни в коем случае не Carmageddon, а они-то в плане ломания психики посильнее будут. И все-таки: жанр — да, тот же самый; стиль — абсолютно противоположен. Цель — победа, средства — не всегда силовые. “Что же это за отщепенец?” — спросите вы. Ну не надо так строго. Так ли ошиблась почти никогда не ошибающаяся компания, почти до предела убрав насилие из своего продукта? Давайте разберемся.

Хромированные друзья

О, да! Их всего десять, к тому же половина сразу недоступна, но как хороши даже те, что первыми начнут триумфальное шествие по улицам Чикаго! И пусть у них фиксированный набор цветов, никаких скинов, пусть напрочь отсутствует хотя бы жалкое подобие тюнинга — но вы посмотрите на них в действии, в движении, взгляните на отражения на их отполированных боках. А ведь это не только ваше авто такое чудное, все машины на мониторе точно так же выглядят бесподобно, причем компьютер не испытывает от этого никаких потрясений. Жаль, но вся эта красота сделана за счет невредимости любого из окружающих монстров автомобильной индустрии. Как вы ни старайтесь, как ни бейтесь об них, хуже будет только вам. Обидно, но приходится молча терпеть. Искусство требует жертв.

Как я уже упоминал, друзей всего десять. На любой вкус: от маленького, но шустрого Фольксвагена-жучка до громилы-тягача с прицепом, который, кстати, при особо резвой езде запросто может оставить вас в одиночестве. Для любителей быстрой езды коллега Зомбик советует выбрать нечто, обладающее даром жутко рычать на старте, со странным названием Panoz, наверное, из разряда концепт-каров. Для новичков — классический Cadillac Eldorado. Как и обещала Microsoft, присутствуют четыре представителя завода товарища Форда. Из них особенную радость вызывает Мустанг 68-го года выпуска, мечта многих автолюбителей той эпохи. Не хотите “ветерана” — берите современную модификацию Mustang GT (кстати, одна из самых приличных машин, требующая, правда, хорошей реакции и некоторого привыкания). На полицейском “крейсере”, думаю, заострять внимание не стоит. Все равно, кроме раскраски и сирены он ничем не отличается. Да и сирена только для шума, в любом случае никто перед стражем порядка, хоть и липовым, не расступается. Гоночная модель мне не понравилась — из-за низкой посадки бордюры не берет. Ее бы на автодром в какой-нибудь Хоккенхайм. Что еще… для отдельных личностей, любящих мощь и неповоротливость, предложу примерить автобус (на узеньких улочках — это анекдот на колесах!). Ненужная задумка, но почему-то непременный атрибут многих гонок.

Может мы и плохие советчики, тогда примеряйте под себя те параметры, что имеются у “железных коней”. Помимо скорости и счетчика лошадок есть еще масса и прочность. Да, и не забудьте поставить реализм по максимуму. А то нечестно будет.

И вот все это богатство, в полном соответствии с законами современной физики, совершает умопомрачительные кульбиты (мой рекорд — 4 переворота), оставляя на дороге килограммы битого стекла; входит в отчаянные неуправляемые заносы на двух колесах, застилая улицы гарью дымящихся покрышек; прыгает с разводных мостов, приводя в ужас создателей подвесок; сносит столбы и знаки, безжалостно уродуя все, что можно смять, погнуть и оторвать; сигналит, ревет, скрежещет… Но только под нашим руководством.

А может он живой?

Правда, а не научились ли программисты имитировать поведение водителя в той или иной ситуации в компьютерных играх? То, что я увидел даже на уровне любителя, повергло меня в шок. Это же наши люди, наши родные “новые русские” на 600-ых, это же они так ездят. Если вы думаете, что в MM компьютерные оппоненты аккуратно входят в каждый поворот, ездят только по правилам и простаивают драгоценные минуты на светофорах — вы со всего размаха и очень метко попали пальцем в небо. Эти ребята, похоже, еще более чокнутые, чем любой из нас. Какие светофоры? Какое встречное движение? “Даешь свободу на дорогах!!!” - вот их девиз. Как говорится, Crash, Kill und Destroy. Все ради победы.

AI, без всяких пререканий на высоте, практически один из лучших, что я встречал в гонках. Обогнать одного соперника — это уже подвиг, а удержать позицию от его яростных нападок на задний бампер, от отчаянных попыток зацепить и развернуть ваше авто, ни на секунду не отвлекаясь от ведения погони за остальными, не упуская из виду ни одного из десятков “гражданских”, постоянно следя за стрелкой, каждое мгновение приближающей нас к финишу этого смертельного механического родео — подвиг вдвойне. Есть, впрочем, у меня капля сомнения насчет честности вождения этих лихачей. Я понимаю, что бортовать автобус “легковушкой” может только безумец, но как я не пытался развернуть хотя бы Фольксваген, у меня редко что получалось, а вот он меня — в два счета. Но пусть эта капля останется при мне. Незачем сырость разводить.

Это что касается непосредственных противников. Есть еще и пассивные участники, мешающие нам в силу занятости своими делами. Это, так сказать, чистые декорации. Повторите на первом повороте один и тот же проезд по встречной, и вы увидите абсолютно одинаковую реакцию виртуальных водителей, уворачивающихся от верной смерти. Заело.

Ой, чуть не забыл про самого главного “друга” любого автомобилиста. Куда мы без полиции? Да куда угодно! Эти умники колесят на своих “коптилках” так криво, что просто становится жаль Чикаго. Не знаю, как у них там в реальности, не был. Но тут… полицию — на мыло! Конечно, если они вылетают за вами с трех сторон, у одного может и есть шанс зацепить и остановить вас. Иначе — никак.

Куда ехать?

Такого понятия, как трасса, в ММ нет. И не будет. Весь город — это один большой чемпионат по автогонкам, одна большущая трасса, разбитая на отрезки. Здесь нет желтых флагов, нет пит-стопов и механиков. Вы не увидите блестящих луж разлитого масла или чернеющих следов от тормозов. Максимум — отлетевшее колесо. Вы не купите себе новую машину, не проапгрейдите движок и получите в награду лишь скромную первую строчку с дорогими сердцу секундами, выстраданными часами дикого напряжения. Именно так. Потому что уже вторую трассу в режиме Checkpoint с первого раза не пройти, Blitz с ходу не выиграть, а Circuit — не наколесить (про Cruise не говорю — это для тихонь). Итак, запоминаем повороты, положение встречных машин, примеряем необходимую скорость (есть тут поклонники ручной коробки?), ищем лазейки (а вдруг где-нибудь через магазин срезать можно будет или тоннель какой скрытый подвернется?). Первый, второй, третий, ошибка, рестарт, GO! Такова судьба, уготованная помешанным на скорости.

Исключение

Ну никак ММ не влезает в стандарты. Игра оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, потрясающая графика и отсутствие всяких тормозов в системе; блестящий компьютерный интеллект и голодный разбуженный азарт. С другой - нелогичность происходящего. Зачем нужны педестрианы, если их нельзя давить? С какой стати я не могу оторвать дверь у того идиота, из-за которого я только что со всей своей водительской дури влетел в парапет набережной? Почему упавшая на крышу неуловимому красному Форду светофорная стойка не дала по мозгам камикадзе, засевшему внутри? Вопросов много. А ответ один: потому что игра не должна напрягать. Вот только пристрастия у всех разные. Кому-то нужна кровь на лобовом стекле, а кто-то будет счастлив просто покататься по городу. И не вина Microsoft, что она не сделала очередную Карму. Выбор за вами.

P.S. И еще один совет напоследок: до и после заездов смотрите “Такси” Люка Бессона. Способствует.

Резюме

Ударим автопогромом по буржуйским ПДД и ДТП!