Оригинальничать нынче сложно. Вот Уилл Райт (Will Wright) или Кейта Такахаси (Keita Takahashi) могут выдавать свежие идеи по ходу выступления на очередной конференции. Простым же сальери от игровой индустрии приходится брать потом, кровью, пачками долларов и трудом сотен «негров» в коммунах сельского Китая. Однако и эта дорога открыта не всем. Нищие аутсайдеры с дырявыми кошельками ищут вдохновение в кладовках и пыльных чуланах, раскапывая мощи древних хитов. Ибо всегда можно вспомнить, что на самом деле новое — хорошо забытое старое. А если повезет, то и не один раз.
Buy one — get one free
Midway повезло. Главный западный производитель игровых автоматов сумел не только наскрести в архивах материалы для приличного сборника, но и заработать на прошлых заслугах. Анонсы сиквелов последовали, едва в офисах компании подсчитали прибыль.
То, что вышло на РС под немного нелогичной приставкой Deluxe, — прямое развитие успеха. Увидевшие свет на консолях Midway Arcade Treasures 2 (а затем и 3) спешно уложили в одну коробку и переиздали для новой аудитории. Погоня за дивидендами наследила буквально везде — от инсталлятора (на первых двух дисках находится вторая часть, а на оставшихся — третья) до оформления и настроек. Сэкономив на кнопках и ползунках, Midway облегчила себе жизнь, но лишила игроков возможности приблизить картинку на экране к нынешним стандартам. Да, аркадам 80-х графические опции нужны как мертвому припарки, но гораздо более современные порты с Dreamcast и Naomi в своем первозданном виде выглядят устрашающе. Разрешение, приросшее к отметке 640х480, кубическая геометрия и разноцветные вспышки там, где должны были быть спецэффекты… Чтобы вытерпеть такое, надо очень сильно любить историю.
Не бояться трудностей учит и оболочка, придуманная для последнего выпуска серии. Вместо стильного и удобного интерфейса MAT 2 гробокопателей встречает синюшный список игр, напоминающий о пиратских «коллекциях» середины 90-х. Превью работают через раз, а куцые «Extras» вообще упрятаны в подменю, заодно с громкостью музыки и обнулением таблицы очков. Легенды индустрии заботятся о нас.
1 000 000 В.C.
Впрочем, MAT 3 достаточно запустить в познавательных целях, а потом закинуть на дальнюю полку. Несмотря на возраст экспонатов, порадовать избранных могут лишь Rush 2049 с великолепными, полными секретов и альтернативных путей трассами, да HydroStorm в те редкие минуты, когда глиссеры перестают проваливаться под воду.
Старая гвардия на таком фоне разочаровывает меньше, хотя и в ее составе навалом вторсырья вроде одноклеточных Wizard of Wor (Pac-Man с пушками, космонавты, волшебники?) или NARC. Из 21 игры в эту категорию входит примерно половина, но остальные достойны пристального рассмотрения, тем более что многим идет на пользу режим «бесконечных монет».
Даже лучшие умы нашей редакции до конца не поняли: неужели кто-то мог сидеть в каком-нибудь прокуренном зале за A.P.B. и тратить на него настоящие деньги? В долгостройный симулятор полицейского за 3 года разработки попала уйма деталей, так что в них иногда путаются сами его создатели, не говоря уже о простых игроках. Огромный город, множество секретов, апгрейды патрульной машины, особо опасные преступники, которых надо ловить… В сумме почти хватает на GTA, а ведь в автомате каждый заезд был ограничен еще и тикающим таймером.
Total Carnage
(кстати, неформальное продолжение Smash T.V.) опустошает кошелек за счет «мясной» сложности. Что не мешает ему быть отличным экшеном, а заодно веселить зрителей заставками о злобном генерале, биоядерном оружии и доблестных американских освободителях в одной ближневосточной стране.Поблизости стоят родоначальник всего аркадного баскетбола — Arch Rivals с возможностью отбирать у противника мяч ударом в челюсть, Gauntlet 2 (наследник первой игры на четверых), оригинальная версия Rampage World Tour и — на сладкое — три части Mortal Kombat. Об их качестве как файтингов можно поспорить, но ностальгическая ценность несомненна.
Как это было
О том, что подобные продукты покупают не столько ради примитивных игр, сколько ради повода пустить слезу по былым временам, похоже, догадываются и в Midway. Поэтому орденоносные имена снабжены небольшими историческими справками, отсканированными рекламными плакатами и редкими видеороликами. Ворох маркетинговых материалов здорово показывает «кухню» автоматного бизнеса — тут нет болтовни о революционном геймплее или сногсшибательной графике, зато чуть ли не через строчку повторяются слова «earnings» и «profit».
Еще интереснее оказываются интервью с разработчиками. Только из них вы узнаете, что в финальную версию A.P.B. попал редактор уровней (естественно, скрытый от посторонних глаз) или что самой большой проблемой Championship Sprint стали перегревающиеся рули. И здесь детище Эда Буна (Ed Boon) и Джона Тобиаса (John Tobias) опять недосягаемо. Там, где у остальных есть в лучшем случае съемка на домашнюю камеру, авторы МК подготовили о себе короткометражку в 4 частях. Прогулка по коридорам студии, рассказы о работе каждого из членов команды, беседы с актерами, игравшими бойцов, — все в традициях специзданий фильмов на DVD.
* * *
Midway Arcade Treasures: Deluxe Edition могла бы стать по-настоящему неплохой компиляцией, если бы не мертворожденная половина в лице MAT 3. Как экскурс в прошлое и набор мини-аркад (по-другому их уже и не назовешь) MAT 2 сполна окупает потраченные 25 долларов, но вот платить столько же за два куска пластика мы не советуем.