Парад парадоксов
Вы в курсе, как на флоте расшифровывают слово “военврач”? Во-первых, это НЕ военный, а во-вторых, это НЕ врач. Вот точно так же обстоит дело с новым авиасимулятором от фирмы Rowan (ставшей известной благодаря двум сериям Dawn Patrol), носящим гордое название MiG Alley. Для начала, никакой это не симулятор прославленного МиГа... да вообще сие чудо симулятором не назовешь! Знающие люди мне возразят: “Как же не симулятор, когда там нужно на самолетах летать?” Правильно, так ведь и военврач в некотором роде военный, поскольку погоны носит. Я вам больше скажу, в MiG Alley можно и на МиГ-15 виражи повыписывать (если очень захотеть), но ведь военврач-то тоже какой-никакой врач.
Короче, я вам сейчас все об игре расскажу, а там уж сами решайте, что это такое.
Забытая война
Действие игры протекает в начале пятидесятых, во время Корейской войны. В Америке эту войну любят. О ней снимаются фильмы, пишутся книги, естественно, что и в играх она не забыта. Другое дело у нас, в России, точнее, в Советском Союзе. Упоминается о ней как-то вскользь, даже кто там с кем воевал не все и знают. А, между тем, это была первая схватка, в которой Советский Союз противостоял США. Более того, именно ничейный результат Корейской войны во многом предопределил то, что Холодная война была именно холодной и не переросла во что-то другое.
Вообще-то, в наземных сражениях с обеих сторон участвовали в основном корейцы. На сторону северных позднее перешли китайцы, возможно, было и какое-то количество наших “добровольцев”. На стороне южных корейцев воевали американцы. А вот в воздухе советская авиация напрямую противостояла американской. Было сколько-то корейских летчиков (да и то, наверняка из числа корейцев, издавна проживавших в России), но основную массу все же составляли наши летчики. Ясное дело, Советский Союз никогда в этом не сознавался, так что об этом есть только отдельные разрозненные свидетельства. И, тем не менее, никто и никогда не сомневался в характере воздушной войны над полуостровом.
Обратите внимание, что опознавательные знаки на самолетах Северной Кореи почти идентичны советским. Говорят, это получилось потому, что на первой партии машин, отправленных в Корею, попросту забыли закрасить красные звезды (а может быть просто не знали, чем их заменить). Только позднее эти звезды обвели кружком.
Была у этой войны и еще одна любопытная черта — в ней впервые реактивные самолеты воевали с себе подобными. Во время Второй Мировой реактивную авиацию имели только немцы, а тут обе стороны использовали новейшие и очень похожие реактивные машины. Но вот что интересно: в то время как сами самолеты очень отличались от своих поршневых собратьев - возросла их скорость, высота и дальность полета - вооружение осталось почти таким же, как в предыдущей войне — пушки, пулеметы, да неуправляемые реактивные снаряды. И тут выяснилось, что воевать таким оружием на околозвуковых скоростях почти невозможно, самолеты успевали обменяться парой очередей, после чего, если оба оставались целы, долго кружили вокруг, зачастую безуспешно пытаясь найти противника и сблизиться с ним.
Конечно, летчики каким-то образом умудрялись вести воздушный бой и сбивать друг друга, но действовали они даже не на пределе человеческих возможностей, а за пределами. Ясно было, что с дальнейшим увеличением скоростей дело пойдет еще хуже, пришлось изобретать что-то новое. Прогресс авиационного вооружения привел к тому, что теперь воздушный бой начинается (а иногда и заканчивается) еще до того, как противники увидят друг друга. Надо думать, в недалеком будущем самолеты станут сражаться друг с другом вообще не покидая аэродрома.
Куда, кого и сколько
Начнем с того, чем принято заканчивать описания симуляторов, то есть с режимов игры. В сингле их четыре: быстрый старт, одиночная миссия, кампания и война целиком. Что такое быстрый старт, объяснять не нужно — выбрав эту опцию вы оказываетесь в воздухе, а неподалеку ошивается противник. Одиночных миссий целых шестнадцать штук, но предназначены они в основном для тренировки. Ничего интересного там нет, так что рассматривать их не будем, а сразу перейдем к кампаниям.
Во всех кампаниях, также как и в одиночных миссиях, и в войне в целом, вам придется воевать за американцев. Я думаю, дело тут не в шовинизме янки, просто непонятно, в каком качестве игрок должен выступать на стороне северокорейцев. С одной стороны, всем ясно, что воевали там русские, поэтому в списке пилотов должны присутствовать Ивановы, Петровы и Сидоровы, ну, может быть, парочка Кимов и Цоев. А с другой стороны, мы же никогда не признавали участие наших летчиков в этой войне, так что это было бы не корректно. Вот авторы и обошли этот вопрос, пропустив кампанию на стороне красных (между прочим, противник в игре чаще всего называется просто “красные” или “коммунисты”, без какой-либо национальной принадлежности).
Итак, кампаний имеется пять, и делятся они по периодам войны: Вторжение северокорейцев, Оборона Пусана, Продвижение к реке Ялу, Китайское вторжение и Весеннее наступление. Продолжительность кампаний невелика, самая длинная (последняя) занимает период около трех месяцев, остальные не более месяца-полутора. Что интересно, каждая из кампаний имеет свое неповторимое лицо. Например, Оборона Пусана проходит при подавляющем превосходстве красной авиации, более того, вам придется летать не на реактивных самолетах, а на поршневых “Мустангах”. Продвижение к реке Ялу, наоборот, отличает почти полное господство в воздухе американцев, да и воюете вы на самом современном самолете.
Естественно, решаемые вами задачи тоже разные, в одном случае необходимо штурмовать позиции красных войск, в другом - защищать свои; в одной кампании главное - нарушить вражеские коммуникации, в другой - обеспечивать прикрытие собственных бомбардировщиков.
Последняя кампания наиболее интересна. Дело в том, что во всех остальных вы являетесь рядовым пилотом или, максимум, командиром эскадрильи, во время же решающего наступления вы руководите всей американской авиацией. Вот тут-то и начинается то, за что я обозвал игру “совсем не симулятором”.
Перед вами карта Корейского полуострова, на которой отмечены позиции войск, аэродромы, базы снабжения, мосты и дороги, словом, все важные для войны объекты. Разобравшись с ситуацией, ознакомившись с донесениями разведки, вы начинаете планировать очередную операцию. Выставив на экране директив автоматическую генерацию миссий, вы получаете некий стандартный план (будем считать, что это поработал ваш начальник штаба), но можете начать планирование и с чистого листа.
В вашем распоряжении около сотни самолетов, базирующихся непосредственно на Корейском полуострове, да еще некоторое количество тяжелых бомбардировщиков В-29 и средних В-26, взлетающих с территории Японии. Каждому из них вы должны поставить задачу, указать, куда ему лететь и что делать, какими боеприпасами вооружаться и сколько топлива с собой брать. Конечно, если заниматься каждым самолетом в отдельности, крыша поедет, но ведь в любой эскадрилье есть свой командир, так что нужно только поставить ему общую задачу, а уж там пусть сам решает. Можно пойти и другим путем: сперва выбрать неприятельские объекты, решить, что следует с ними делать (произвести разведку, нанести бомбовый удар, полить напалмом), а потом назначить для этого соответствующие подразделения. Какое-то количество самолетов обязательно нужно оставить для “завоевания господства в воздухе”. Насколько я понял, они просто находятся в свободном поиске неприятельских истребителей.
Покончив с планированием операции, вы поднимаете в воздух свою авиацию, да и сами взлетаете на выполнение какой-нибудь задачи.
Вообще-то, ничего революционно нового тут нет, еще в старой игре Battle of Britain все обстояло примерно так же. Но та игра была, прежде всего, симулятором, поэтому успех действий всей авиации напрямую зависел от вас. Например, вы решили, что сегодня стоит бомбить радарные станции. Сами вы атаковали одну из них, остальные штурмовались без вашего участия, но исход этих штурмовок был точно таким же, как и вашей. Если вы уничтожили объект, уничтожены и все остальные, если повредили на 50%, такие же повреждения получили и прочие. Ну а в MiG Alley каждый объект атакуется самостоятельно, так что можно вовсе не трогать свой, ибо на общем успехе это почти не отразится. Как видите, тут на первый план выходит стратегический элемент, ведь нужно спланировать операцию так, что бы и без вас противнику был нанесен максимальный ущерб. Собственно говоря, можно определять себе какую-нибудь малозначительную разведывательную миссию и вовсе ее не выполнять. А если сразу же после взлета нажать клавишу “Конец миссии”, то игра и вовсе превращается в классический походовый воргейм.
Нечего и говорить, что все ваши действия напрямую связаны с ситуацией на фронте. Если вы разбомбите склады с горючим, неприятельские танки не смогут атаковать, если уничтожите мосты и дороги — подвоз боеприпасов станет невозможным, ну и так далее.
Осталось посмотреть, как выглядит режим “война в целом” или, попросту говоря, карьера. Вообще-то это все кампании, объединенные в одну. Начинаете вы как рядовой пилот, потом, в зависимости от ваших успехов, продвигаетесь по службе и, наконец, становитесь командующим всей авиацией. Что интересно, есть возможность начать войну не с начала, а с любого из периодов, но я не понял, было ли так задумано авторами, или это просто баг. Во всяком случае, сообщаю, если вы предварительно зайдете на экран кампаний, выберете там одну из них, а потом вернетесь назад и выберете режим войны в целом, начнете вы ее с того момента, когда начинается соответствующая кампания.
Материальная часть
Наверное, вы уже поняли, что, обозвав Mig Alley не симулятором, я пошутил. Конечно же, это симулятор, причем очень качественный. Причем, что интересно, в нем смоделированы самолеты трех поколений. Тут и поршневой “Мустанг” (в игре он называется F-51, но в отечественной литературе за ним закрепилось название Р-51), и первый американский серийный реактивный истребитель F-84 “Тандерджет”, и первые истребители со стреловидным крылом F-86 “Сейбр” и МиГ-15 (правда, последний можно заполучить только в мультиплеере). И каждый из них отличается собственным поведением, своими сильными и слабыми сторонами. Так, относительно тихоходный “Мустанг” легко управляется, имеет прекрасную маневренность и приличную устойчивость. Ну а “Сейбр”, наоборот, очень трудно заставить лететь в нужном направлении, зато в штопор он сваливается моментально.
О летных моделях распространяться не стану, на мой взгляд, они превосходны, а что скажут специалисты, не знаю. Но вот о том, что в предварительных настройках можно сделать все по своему вкусу, сказать надо. Вообще-то, я неправильно назвал их “предварительными”, поскольку абсолютно все можно менять прямо во время игры. Скажем, начали вы миссию, малость постреляли и обнаружили, что боеприпасов вам до конца явно не хватит. Не беда, выходите в настройки, устанавливаете “Unlimited Ammo” и продолжаете воевать, как ни в чем не бывало. Управление самолетом варьируется от почти аркадного до очень и очень реалистичного, точно так же и повреждения: можно выставить их по максимуму, тогда на особенно крутом вираже у вас запросто могут отвалиться крылья, а можно все убрать, тогда, врезавшись вертикально в землю, ваш самолет преспокойно покатит по ее поверхности.
Вообще, модель повреждений тоже реалистична, у неприятеля можно отстрелить крылья, повредить двигатель, срезать хвост. То же самое происходит и с вашим самолетом, если вы не отключите боевые повреждения насовсем.
Между прочим, и графика, в том, что касается самолетов, прекрасная. Виртуальная кабина поражает обилием приборов, причем смотреть на них в реалистичном режиме просто необходимо. На самолетах ведь еще не появились бортовые компьютеры, приятным женским голосом сообщающие вам обо всех повреждениях (можно вывести в нижней части экрана информационную строку, но ведь это уже будет не совсем реалистичный режим).
А вот графика наземных объектов, на мой взгляд, могла бы быть и получше. Впрочем, учитывая площадь театра боевых действий (где-то около 200 тыс. кв. км), требовать этого трудно. Ведь над всей этой территорией можно летать совершенно свободно, безо всяких ограничений. Таких масштабов я что-то ни в одной игре не припомню.
Сами понимаете, что на перелет из одного конца карты в другой тратится куча времени (а совершать такие перелеты приходится частенько), поэтому без ускорения времени не обойтись. И это ускорение в игре присутствует, причем двух типов. Можно, как в обычном симуляторе, включить автопилот, нажать соответствующую клавишу, а потом смотреть, как все трясется и дергается. Но есть и более приятный способ, так сказать, стратегический. Выходите в режим карты, выбираете опцию “Лететь в следующую навигационную точку” и смотрите, как крошечная фигурка самолета довольно шустро ползет по карте. Вообще, в режиме карты можно совершать много всяких действий, даже кое-какие команды отдавать. Если же вы совершаете разведывательный полет, почти всю миссию проводиться в этом режиме, если противника не встретите, конечно.
Что же получается?
По-моему, нечто очень интересное. Любителям симуляторов любопытно будет попробовать свои силы на первых реактивных истребителях, или попытаться бороться с ними на поршневых “Мустангах”. Те, кому доступен мультиплеер, смогут проверить, действительно ли МиГ-15 лучше F-86 (надо сказать, обе машины смоделированы довольно честно). Ну а компьютерные стратеги смогут испытать себя в довольно необычной роли командующего воздушной армией. Enjoy!