Светлая тема

Рецензия на игру Меч и магия: Битвы героев

Масштабы вселенной Might and Magic, созданной New World Computing, впечатляют. Менее чем за 20 лет компания выпустила девять RPG, четыре стратегии и еще десяток ответвлений в разных жанрах. Ubisoft, купившая права на серию в 2003 году, явно мечтает о таком же размахе. Между релизами пятой и шестой частей Heroes уместилось целых два «спин-оффа»: Dark Messiah и Clash of Heroes.

Puzzle Heroes

Первоначально Clash of Heroes вышла на Nintendo DS. Когда издатели поняли, что на малютке с двумя экранами проекту тесно, то решили перенести его на Xbox 360 и PlayStation 3. По очевидным причинам версия для домашних консолей гораздо красивее предшественницы. Кроме того, разработчики устранили прорехи в балансе.

Механика игры во многом сходна с Puzzle Quest. Герои тоже путешествуют по ключевым точкам на карте, выполняют поручения, ищут клады и дерутся по системе match-3. Однако правила боя в Clash of Heroes принципиально иные. Поле брани разделено пополам. Снизу переминаются с ноги на ногу ваши разноцветные войска, сверху ждет своей участи противник. За раунд разрешено двигать и удалять до трех бойцов. Избавляться можно от любых, перемещать — лишь тех, кто в крайнем ряду.

Главная задача этих маневров — собрать вертикальные полоски из трех одинаковых солдат, сливающихся в штурмовые колонны. Воины тратят несколько ходов на подготовку, а затем наносят удар. Разумеется, посылать отряды по одному неэффективно. Все они получат бонус, если подгадать момент и запустить несколько атак одновременно. Готовые группы, стоящие друг за другом, можно объединять, дабы не распылять силы. Чтобы подобный фокус не провернули с вами, нужны горизонтальные «тройки», которые образуют прочные стены.

Помимо цвета, подразделения отличаются по типу: каждое наделено показателями живучести, урона и скорости, а также уникальными спецумениями. Ассортимент широк: у всех пяти рас есть по три базовых, три «двух-» и два «четырехклеточных» юнита. В основном они копируют бестиарий Heroes of Might and Magic 5, а новички не выбиваются из общей канвы. При этом плоские фигурки, нарисованные художниками Capybara Games, выглядят куда приятнее лубочных 3D-моделей от Nival Interactive.

Когда герои были маленькими

В целом, по сравнению с Puzzle Quest сражения требуют намного больше смекалки. Несмотря на то, что фундамент Clash of Heroes — головоломка, она вполне заслуживает звания стратегии. Планирования здесь ничуть не меньше, чем в чистокровных представителях жанра. Впрочем, битвы все равно надоедают, сколь бы хороши они ни были. Да и такого богатого выбора мини-игр, как в Puzzle Quest 2, нет — только десяток этюдов, в которых надо разгромить врага за один ход. Зато разработчики проявили фантазию — стандартные правила постоянно меняются: то мы должны нажать сразу два выключателя, то вытолкать за край поля трех неуязвимых колдунов или не задеть заложника, то еще что-нибудь.

Расслабиться и заскучать также не дают особенности «прокачки» — в отличие от Puzzle Quest, создать непобедимого персонажа к середине игры нельзя. Во всех пяти главах (за эльфов, империю Грифона, некромантов, демонов и магов Серебрянных городов) — свои герои, чьи умения нужно развивать заново. Кстати, опыт накапливают и командиры, и их подчиненные.

Сюжет, повествующий о событиях за 40 лет до начала Heroes 5, оставляет двоякое впечатление. Любопытно увидеть юность старых знакомых Годрика и Маркела, да и для истории Ашана это одна из важнейших вех. Как-никак, преддверие Пятого затмения Кровавой луны и очередного вторжения из преисподней. Однако сценаристы превратили эпос в сказку для дошкольников, и если вы переросли утренние мультики, можете смело читать беседы по диагонали.

Тем не менее, проходить кампанию интересно. Акты состоят из 5-7 локаций, не считая пещер, таверн и прочей мелочи. Чтобы найти все сокровища и выполнить побочные задания, волей-неволей придется обшарить каждый закоулок. Смазанным получился лишь финал с пробежками по прямой от одного противника к другому. Есть и недостатки, раздражающие на протяжении всей игры. На скудный арсенал или отсутствие автосохранений еще можно закрыть глаза, но слишком долгие загрузки — беда пострашнее. Из-за регулярных пауз по 15-20 секунд служебный экран с картой вскоре будет преследовать вас во сне.

Отрешиться от проблем помогает мультиплеер, который больше всего напоминает режим дуэлей из Heroes 5. Игроки подбирают героев, артефакты и элитные войска, после чего сходятся в поединках, и это, конечно, увлекательнее, чем побеждать ИИ. Вдобавок на Xbox 360/PlayStation 3 можно состязаться и один на один, и парами.

* * *

Might and Magic: Clash of Heroes — настоящая духовная наследница Puzzle Quest. Вместо того чтобы клонировать удачную идею, как это сделала сама Infinite Interactive, Capybara Games вывела ее на новый уровень. Но таким же мощным «наркотиком» игра не станет – механика у нее гораздо серьезнее.