Светлая тема

Рецензия на игру Меч и Магия. Герои VI – Грани Тьмы

Перемена слов местами в названии Might and Magic Heroes VI и впрямь оказалась не просто маркетинговой придурью, а свидетельством того, что авторы и впрямь попытались сделать несколько иную игру. Многое было урезано, унифицировано и упрощено, зато появилась навороченная ролевая система, стильная картинка и собственная социальная сеть. Впрочем, играть было интересно лишь поначалу, а потом все быстро скатывалось в унылую рутину, зачистку и прокачку без каких-либо стратегических изысков. В двух первых дополнениях — Pirates of the Savage Seaи Dance Macabreв этом смысле мало что изменилось, и многие поклонники серии уже махнули рукой на «Героев». Новое самостоятельное дополнение Shades of Darkness,сделанное китайской студией Virtuos,неожиданно возвращает игру под лучи софитов и во многом реабилитирует ее.

Сдачи не надо

Новая фракция, Лига Теней, хорошо знакома нам по пятой части, и казалось бы, с ней играть станет еще проще. У темных эльфов появились новые юниты: к ассасинам и минотаврам присоединились злобоглазы, мантикоры и жутковатые Безликие в театральных масках. Ловчие сменили пол и тип атаки — теперь это сексапильные девушки, которые метают во врагов заточенные кольца-чакры.

Главная же фишка Лиги осталась прежней: благодаря своей темной природе и заклинанию невидимости почти все бойцы этой фракции могут бить и не получать сдачи в ответ. Например, Безликие, подобно канувшим в Лету бестиям и фуриям, атакуют и тут же возвращаются на свое место.

Кроме того, здешние темные эльфы особенно сильны при атаках с дистанции — практически сразу нам выдают злобоглазов и ловчих, которые могут расстрелять врагов еще до того, как те сообразят, что произошло. Добавьте сюда возможность нанимать сначала теневых, а потом и знаменитых черных драконов, невосприимчивых к магии. Но, вопреки всем этим облегчающим жизнь новшествам, именно в Shades of Darkness играть стало действительно сложно и интересно.

Миссия невыполнима

Благодарить за это надо в первую очередь сценаристов. История темного эльфа Раилага во многом повторяет события кампании «Чернокнижник» из пятых «Героев»: пытаясь объединить свой народ и вернуть ему право на жизнь, Раилаг встречает сопротивление людей, демонов и даже собственных сородичей. Однако здесь это повествование лучше поставлено и более внятно отвечает на вопрос: кто же такой Раилаг — демон или темный эльф? А главное, сценарий постоянно держит в напряжении, предлагая массу разнообразных квестов и испытаний.

Уже в первой миссии разворачивается настоящий триллер: сначала нужно прокрасться на территорию врага мимо крайне опасных патрулей (для этого можно прятаться в специальном здании), затем преодолеть серьезное сопротивление ангелов, захватить нужную реликвию, после чего удирать от преследующих Раилага вражеских героев. А когда спасение будет совсем рядом, начнется самый тяжелый бой — с одним из сородичей.

Во второй миссии авторы и вовсе включают таймер: нужно успеть добраться до определенной точки раньше других кланов. А после этого придется действовать на два фронта: против Раилага ополчатся не только темные эльфы, но и демоны. Примерно таким же образом сценаристы действуют и во второй кампании дополнения, где мы играем за нежить: в первой же миссии войско рыцаря смерти Вейна, охваченное эпидемией, редеет на глазах с каждым ходом.

Дополнительно осложняют жизнь схватки с уникальными боссами и особые условия, действующие в некоторых сражениях — то нужно не попасться на глаза врагам, чтобы те не закрыли ворота, то надо как можно быстрее уничтожить темных драконов, вызывающих подкрепления. В итоге привычная схема — качаемся и копим армию, а потом идем и выносим врага, который все это время сидит в замке — в Shades of Darkness практически не работает.

Понятно, что все это зиждется на скриптах. Стратегии здесь как не было, так и нет — скорее, появились головоломки от дизайнеров уровней. Лишнее движение может обернуться провалом: куда-то не туда свернули, где-то задержались или прошли какие-то бои с лишними потерями, и все — не успеете или не сдюжите в решающем сражении. Но это лучше, чем ничего. К тому же ИИ все же подкрутили: он еще допускает глупые ошибки, но в целом действует заметно умнее и активнее, чем раньше.

***

Обычно продукты китайского производства куда меньше ассоциируются с понятием «качество», нежели немецкая продукция, но в случае с Might & Magic Heroes VIполучилось наоборот: два дополнения от немецких разработчиков оказались менее увлекательными и проработанными, чем одно от китайцев. Shades of Darkness возвращает интерес к шестым «Героям» и порой даже заставляет вспомнить бессонные ночи, проведенные за Heroes of Might & Magic III. Хочется надеяться, что после этого Ubisoft решится на еще одно дополнение, про гномов. А там разработчики из Virtuos не только придумают какие-нибудь новые необычные испытания, но и окончательно победят технические проблемы — в Shades of Darkness их заметно меньше, хотя движок все еще плохо оптимизирован.