- Главная/
- Игры/
- Меч и магия. Герои 6/
- Рецензия
Сколь бы грустно это ни звучало, крупные издатели сегодня не верят в успех пошаговых стратегий на PC. Некогда популярный на «персоналках» жанр мигрировал на телефоны и иные мобильные устройства. В наших краях уцелели лишь трехкопеечные поделки и парочка мастодонтов вроде Civilization и Heroes. Да и те рождаются в муках, ведь привлечь новых поклонников, не распугав ветеранов, ох как тяжело.
Герои для простаков
Честно говоря, игры серии Heroes of Might and Magic никогда не были шибко заумными. В отличие от создателей прочих фэнтезийных TBS, будь то древняя Birthright или юная Elemental, надрывавших пупок в попытках объять необъятное, разработчики «Героев» знали, где остановиться. Привлекательные, в меру умные и доступные проекты по известной лицензии Might & Magic стали культовыми, а конкуренты… Что с ними сейчас?
Скриншоты183
Однако современной аудитории, привыкшей к тому, что галушки сами прыгают в рот, даже классическая третья часть показалась бы сложной, поэтому венгры из Black Hole Entertainment решили упростить все и вся. Заодно сделали Heroes 6 очень красивой — художникам Nival Interactive такая стильная картинка и не снилась. Плох только экран города, но это мелочи, ибо постройки теперь видны прямо на глобальной карте.
Перво-наперво ножницами прошлись по системе ресурсов. Прощайте, драгоценные камни, ртуть и сера! А чтобы добывать дерево, руду, кристаллы и золото, больше не нужно вешать флажки на шахты. После захвата поселения соседние источники сырья автоматически начинают работать на вас. В итоге урезание пошло на пользу — война превратилась в борьбу за территории, и сражения за ключевые замки стали еще острее.
Другие эксперименты печалят. Водрузив стяг над чужой крепостью, вам не придется думать, куда пристроить ее обитателей. Отсыпьте монет, и шатры вонючих дикарей преобразятся в зловещие зиккураты некромантов. Возить подкрепления на передовую с помощью второстепенных героев или караванов тоже незачем. Щелкнув по кнопке «купить всех», вы действительно завербуете всех солдат в королевстве, причем они мигом попадут в выбранную твердыню. С легкой руки Black Hole из Heroes пропал целый стратегический пласт.
Шаг назад
Число участников конфликта сокращено до пяти (меньше было разве что в первой HoMM): к знакомым имперцам, демонам, нежити и оркам присоединились наги — люди-змеи с японским прищуром. Увы, окромя коллекции азиатских штампов, новой расе похвастаться нечем, а волшебники с эльфами объявятся не раньше, чем в аддоне.
Набор юнитов перекроили более радикально. Разработчики отказались от привычного разделения на семь уровней, при котором следующий вид войск всегда сильнее предыдущего. Подобно Clash of Heroes, бойцы принадлежат к одному из трех классов: основные, продвинутые и элитные. Например, людям поначалу доступны копейщики, арбалетчики и целительницы. Определить, кто из них лучше, нельзя — они применяются одновременно.
Чтобы стычки армий со схожими параметрами не обернулись тупым обменом ударами, авторы наделили их кучей спецприемов и уникальных особенностей (которых в King's Bounty все же больше). А вот сложную механику «инициативы» упразднили — мол, нечего смущать неокрепшие умы. В Heroes 6 вернулась традиционная смена ходов, от Active Time Battle осталась лишь шкала очередности. Конечно, такие тонкости волнуют только самых прожженных фанатов. Главное, что бои по-прежнему интересны и заставляют поломать голову.
О «прокачке» так не скажешь. Несмотря на обилие навыков, ярких личностей из подопечных не вырастить. Мы свободно гуляем по древу умений, да и бонусы смехотворные (чего стоит «+3% дистанционного урона»!). Зато любой из сторон вновь дают персонажей двух типов — воина и колдуна. Не то что в пятой части.
Молодые грифоны
Противоречивой вышла и кампания. Миссии, спору нет, хороши: зачастую затягивают нестандартными задачами, а то и бросают серьезный вызов (правда, за счет читерских скриптов и махинаций с халявными ресурсами для ИИ). Подкачал сюжет — он неплох для приквела (поклонники будут рады увидеть, что случилось за несколько веков до Heroes 5 и Clash of Heroes), но для знакомства со вселенной не годится.
Династия Грифонов, которой предстоит править в эпоху Heroes 5, еще не мечтает об имперском троне — она стала пешкой в противостоянии ангелов и безликих. Объяснять, что к чему, создатели не спешат, а путаная подача мешает вникнуть в суть борьбы высших сил. Герои же, погрязшие в семейных неурядицах, просто хотят покоя. Меж тем, где-то на заднем плане опять развернулось вторжение демонов — о нем вовсе упоминают мельком. Повествование Heroes 5, пусть более банальное, куда увлекательнее здешнего клубка интриг.
За прологом, посвященным герцогу Славе Павловичу, следуют пять кампаний, посвященных его отпрыскам. После трагической гибели отца наследников разбросало по всему Эшану. Возглавив чьи-либо войска, каждый потомок действует по отработанной схеме: 2-3 сценария устраняет недовольных в своем стане, собирает армию и лихим наскоком мстит обидчикам.
Взрослея, дети Славы определяют жизненный путь. Два счетчика репутации, «слезы» и «кровь», растут независимо друг от друга. Первый способ их заполнить — частое использование подходящих заклинаний (к примеру, лечение союзников или поджаривание врагов). Второй — милосердное или жестокое отношение к нейтральным отрядам, убегающим с поля боя. Хотя больше всего очков приносят «моральные» развилки в квестах.
К мировоззрению привязана пара дополнительных талантов и смена облика. Кроме того, у «добряков» и «тиранов» разные версии эпилога. Не бог весть что, но все же в пошаговых стратегиях и такое встречается редко.
Сетевое слияние
Конечно, упрощения — не единственный метод подгонки Heroes под современные веяния. Чтобы полностью распробовать шестую часть, не обойтись без постоянного подключения к Интернету. Онлайн-система Conflux открывает заманчивые перспективы, но навязывает драконовские меры защиты от копирования. Вылеты в меню из-за секундных разрывов соединения и синхронизация сохранений по 3-5 минут — рядовое явление.
Человеко-часы, убитые на эту параноидальную дрянь, стоило бы потратить на тщательное тестирование. Heroes 6 регулярно «падает», из рюкзака исчезают предметы, навыки некоторых юнитов вообще не действуют. Зато пожаловаться на проблемы или получить совет по прохождению можно прямо в игре. На картах есть магические сферы для комментариев а-ля Demon's Souls. Выделить самые полезные заметки помогают рейтинги.
Дальше — больше. Каждая крупица опыта, заработанная игроком в любом режиме, поднимает уровень его династии. Чем он выше, тем богаче ассортимент виртуального магазина: от чисто косметических штучек вроде портретов и титулов, до бонусов, которые разрешено выбрать при начале партии. Валюту на покупку товаров выдают за достижения типа «25 побед подряд» и «прикончил босса за три раунда».
«Прокачивать» также нужно семейное оружие — особые артефакты, кочующие из миссии в миссию. У опытных владельцев и супероружие мощнее. А главное — легендарные клинки и посохи используются и в мультиплеере. Ведь, как ни крути, схватки с живыми соперниками — душа «Героев». Все реформы шестой части, неоднозначно воспринимаемые приверженцами «сингла», уместны в товарищеских посиделках. Благодаря ускоренной механике, превосходному интерфейсу и отлаженному сетевому коду Heroes 6 подходит для них еще лучше, чем ее предшественницы.
Впрочем, и тут есть куда расти. В отличие от Nival, Black Hole не придумала никаких занятий для игроков на те 2-3 минуты, пока они ждут своей очереди. Даже изучить обстановку в замках нельзя, что уж говорить о прогулках призраков и синхронных ходах из «пятерки»! Да и тактические дуэли удались венграм хуже — слишком однообразные.
* * *
Heroes 6 все же достойна носить славное имя. Променяв глубину на неслыханное дружелюбие к новичкам, авторы сберегли дух серии и фирменный геймплей. Когда из динамиков доносятся знакомые по Heroes of Might and Magic 2 звуки клавесина, мы будто снова приоткрываем дверь в сказку…