Commander: Европа в огне
Рецензия
История безразлична к изобретателям. На страницы учебников попадают те, кто первым смог растиражировать удачную идею и сорвать куш. Никого не волнует, использовал ли Калашников наработки немецких специалистов, ведь Sturmgewehr 44 давно канул в Лету, а АК остается самым распространенным оружием на планете.
Красота спасет мир
Разумеется, Commander: Europe at War не грозит успех советского автомата, хотя она появилась на свет в схожих обстоятельствах. Вряд ли можно доказать, что ее срисовали с серии Strategic Command, однако сотрудники Slitherine наверняка видели проекты Fury Software и заимствовали базовые принципы и часть технических деталей. Правда, иногда копирование выгодно для развития жанра. Strategic Command 2 страдала от трехгрошовой графики, лишних условностей и множества мелких огрехов, зато ее концепция была верна. Простые, доступные стратегии по Второй мировой очень актуальны. Их задача — дать общее представление о хронологии войны и соотношении сил. Игроки, которые заинтересуются подробностями великого противостояния, перейдут на ступень выше — например, к Hearts of Iron 2.
Комфортное управление и опрятный внешний вид важны даже для гексовых воргеймов, что Commander и подтверждает. В рецензии на SC 2 я похвалил авторов за облагороженный интерфейс. В Slitherine Software продвинулись в этом направлении гораздо дальше. На главный экран влезает едва ли не вся необходимая информация. Посещать хранилище статистики стоит лишь ради текущего баланса ресурсов и оценки потерь. Вместо контекстных меню и «закладок» — огромные кнопки, которые трудно с чем-то перепутать. И никаких отдельных окошек для описания юнитов — только пиктограммы, понятные и без всплывающих подсказок.
Качество картинки в двумерных играх в первую очередь зависит от мастерства художников. В отличие от 3D-моделлеров, за последние 10 лет они почти не выросли профессионально — SC 2 похожа на Civilization 2 из далекого 96-го, а Europe at War ненамного обогнала Panzer General 2, вышедшую годом позже. Впрочем, глаз не раздражает, и на том спасибо.
Русский с британцем — братья навек
EaW «приятнее на ощупь» духовной предшественницы и лучше подходит для знакомства новичков с жанром, но все же ее не следует воспринимать иначе, чем «отшлифованную Strategic Command 2», и ждать чудес.
Игрок по-прежнему руководит всеми сферами жизни «Оси» и противостоящих ей государств. Масштабы напоминают «Цивилизацию»: солидная европейская держава состоит из 3-4 городов и пары шахт, фишки изображают целые корпуса. К счастью, Slitherine избавилась от дорожных пробок, измучивших поклонников SC, — подразделения научились преодолевать шестигранники, занятые своими товарищами, а длина клеток уменьшилась примерно в полтора раза.
Как и у Fury Software, объединенное командование контролирует и СССР, и «союзников». Эта поблажка перечеркивает замашки на реализм. Хотя Сталин, Черчилль и Рузвельт сражались с общим врагом, их мотивы разнились. Из-за отсутствия ограничений на совместные действия я сумел освободить Францию уже весной 42-го, пока 90% немецких «панцеров» месили грязь на Восточном фронте.
Самая провальная часть Commander — дипломатия. Доступна всего одна опция — «объявить войну». С другой стороны, тут нет идиотских податей, ускоряющих активизацию Советского Союза и США в SC 2. Пробуждение «спящих гигантов» идет постепенно — чтобы набрать «спортивную форму», им требуется несколько лет.
Учения
Думаю, вы догадаетесь, из какой игры черпали вдохновение создатели здешней экономической системы. Города и промышленные районы вырабатывают валюту, которая идет на покупку солдат и исследования. Наука не стесняется своей вспомогательной роли; «купив» нужные лаборатории, о ней можно навсегда забыть. О пользе открытых технологий сообщают отчеты в начале хода.
Попытка освежить хозяйственную схему принесла странные плоды. Например, авторы придумали альтернативный способ уничтожения финансовых излишков — обучение генералов. Эффективность офицеров с большими звездами на погонах несопоставима с их ценой — «подготовка» Георгия Жукова обойдется дороже трех пехотных корпусов.
Для чего-то учитывается добыча нефти и людской потенциал. Видимо, разработчики надеялись хоть чуть-чуть подобраться к коллегам из Paradox Interactive. К моменту, когда эти ресурсы иссякнут, ваша участь будет предрешена — Германия удивительно долго держится без румынских месторождений и не теряет возможности наступать.
Планирование операций не шибко сложнее, чем в Panzer General. Главное — правильно использовать рельеф и особенности бойцов. Для гексов и кубиков нет разницы между двумя танками и тысячей. К тому же пополнять части разрешено почти в любой обстановке — достаточно оставить фишку в покое и расстаться с несколькими монетами.
Дополнительные трудности создает снабжение. Наихудший вариант — если солдаты очутились в «котле», т.е. вокруг них сомкнулось кольцо территории, перекрашенной в неприятельские тона. Хотя вдали от родной земли войска хиреют и «на ровном месте». Определить, насколько плохи дела конкретного юнита, помогает цвет цифр, обозначающих численность этого подразделения. Таким образом, одного взгляда хватает, чтобы оценить способность поражать врага и переносить ответный огонь. Чертовски удобно!
Конечно, опытный воргеймер задаст трепку «парням в фельдграу» еще во Франции и победит не позже 1943 года, а играя за нацистов — и того раньше. Тем не менее, искусственный интеллект достоин уважения. Он верно распределяет приоритеты, отступает из опасных районов, прорывает слабую оборону, умело охотится за конвоями и транспортами и всегда держит резерв у столицы. Но вы вряд ли сыграете больше 2-3 партий — уж больно однообразно развиваются события.
* * *
Commander: Europe at War — мостик, с помощью которого вы можете попасть в мир глобальных стратегий. Making History, Gary Grigsby's World at War и Strategic Command 2 для этого не годятся.
Где купить
Рецензии и комментарии Commander: Европа в огне
Наши друзья:
- «Канобу» — развлекательный портал о кино, сериалах, играх, музыке и технологиях
- «Игромания» — новости, статьи и видео об играх, железе и не только
- Если у вас есть онлайн-игры, которые вы хотите разместить на ag.ru и поделиться с большой аудиторией «Игромании» и «Канобу» — пишите на почту