Квесты – продукты длительного хранения. Никому сейчас не придет в голову играть в Rise of the Triad или Dune 2, ведь механика и шутеров, и RTS со дня выхода этих, несомненно, достойных проектов успела претерпеть кардинальные изменения. Если же взять современную адвенчуру и ее «предтечу» из начала 90-х, в большинстве случаев различия обнаружатся лишь в оформлении графической обертки. Сдув пыль с ярчайших представителей жанра, можно наладить конвейерную штамповку шедевров и успешно втюхивать подрастающему поколению «хорошо забытое старое», переодетое по последней моде.
«Смотри! Трёхголовая обезьяна!»
Гайбраш Трипвуд, гроза Карибского бассейна, с нами уже не первый десяток лет. С приключений смешного почти-пирата начался «золотой век» квестостроения: по расчерченным тогда эскизам архитекторы от геймдизайна работают до сих пор. Даже люди, не знакомые с серией, наверняка краем уха слышали что-то о прекрасной Илэйн и коварном капитане ЛеЧаке, вместе с Гайбрашем составляющими почти классический любовный треугольник (хотя ЛеЧак двумя ногами в могиле).
Но если вы купили компьютер только вчера, необходимо пояснение. Monkey Island — это путёвка в тропический рай. Здесь на выдуманных островах с говорящими названиями находят пристанище корабли, битком набитые золотом и авантюристами. Здесь для того, чтобы налить себе кружку грога, нужно провернуть многоходовую комбинацию с применением самых неподходящих предметов. Будьте осторожны — в компании кровожадных морских разбойников немудрено помереть со смеху.
Наш юный герой Гайбраш с переменным успехом проводит дни в погоне за славой. После расправы над призрачным злодеем ЛеЧаком в первой игре он отправился на поиски легендарного клада Big Whoop, о котором толком ничего не знает. Само собой, неприятности следуют за Гайбрашем по пятам: спутавшись с темной магией вуду, бедняга случайно помогает оживить своего злейшего врага, и тот устраивает ему сладкую жизнь. Большая часть истории подана в виде «флэшбека»: впечатлениями о круизе по архипелагу Гайбраш делится с возлюбленной, раскачиваясь на веревке над пропастью.
Пересказ двух ранних эпизодов из похождений старины Трипвуда — широкий жест LucasArts, настоящий подарок для ценителей качественных «бродилок». The Secret of Monkey Island обрела вторую жизнь благодаря улучшенному визуальному ряду, подрихтованному управлению, удивительному музыкальному сопровождению и озвучке с участием Доминика Армато (Dominic Armato) и прочих полюбившихся нам актеров. В вышедшей следом Monkey Island 2 Special Edition внимательный наблюдатель подметит преобразования и в «начинке», правда, совсем крохотные. В свое время во второй по счету главе пиратской саги дебютировали знаменитые лукасартовские «уровни сложности». Сделать два режима прохождения и наполнить мир загадками разного калибра, чтобы и новички, и бывалые знатоки «мозголомок» могли получить порцию веселья, – одна из наиболее прогрессивных идей за всю историю существования адвенчур. Тем печальнее, что она впоследствии не только не нашла поддержки у других команд, но и была проигнорирована самой LucasArts при подготовке этого специального издания. Странное дело, учитывая, с какой маниакальной целеустремлённостью авторы перенесли в новую версию прочие детали.
«It’s just a stupid computer game, Tim»
Кнопка F1, словно по волшебству, мгновенно перебрасывает игрока из эпохи в эпоху: на смену заоблачному разрешению приходят гигантские уродливые пиксели, роскошное инструментальное полотно превращается в допотопное треньканье. Контраст до того резок, что глаза и уши молят о пощаде. Monkey Island 2 SE впору использовать в качестве наглядного пособия для курса лекций «Компьютерные развлечения: вчера и сегодня».
Кудесники кисти проявили поразительное внимание к мелочам. Сравнивая древние антуражи с их отретушированными копиями, испытываешь восхищение. Но налицо серьезный недочёт: потратив кучу сил на создание красивых изображений, разработчики превратили свое творение в слайд-шоу. Взаимодействие Гайбраша с окружающим миром в большинстве случаев представлено трёхкадровой сценкой: 1) Гайбраш неподвижный; 2) Гайбраш протягивает руку в сторону объекта; 3) снова кадр №1. Анимация слизана с первоисточника подчистую, со всеми ляпами, поэтому ближе к концу вам придется любоваться, например, на полупоклоны, которые ЛеЧак отвешивает каждые полторы секунды во время разговора. То же самое с движением челюстей. Когда рот открывается и закрывается так, будто человек читает «Мама мыла раму», а из динамиков звучит всего-навсего «Ха!», сразу понимаешь, что тебя дурят. Знаковый момент — беседа с губернатором Phatt Island, чья физиономия крупным планом занимает пол-экрана. Разве можно это не заметить?
Художники только подливают масла в огонь, изредка вспоминая про новые технологии. Посмотрите, как развевается «хвостик» Гайбраша при ходьбе, как плавно герой переставляет ноги на лестнице. Прорисовать таким же образом все остальное помешала, очевидно, банальная лень. Не отшлифованный до блеска внешний вид — вот основная претензия к Monkey Island 2 SE, и это действительно важно. Новичков запросто может отпугнуть убогое дёрганье персонажей и отсутствие заставок, а ветераны нашли Big Whoop уже много лет назад.
Вдобавок ко всему из оригинала в римейк вместе с достоинствами перекочевали и досадные «минусы». Метания Гайбраша между тремя клочками суши порой уж слишком хаотичны. Элементы логических связок разбросаны на максимальном удалении друг от друга — легкий способ накрутить лишние часы геймплея. Высадка на Dinky Island – сплошное разочарование; похоже, остров был добавлен исключительно «для галочки». Финальная схватка с ЛеЧаком в однообразных декорациях и вовсе навевает скуку. Зато теперь у нас есть многоуровневая система подсказок и подсветка активных областей, так что «затыков» должно стать на порядок меньше.
Толику утешения приносят и реплики Рона Гилберта (Ron Gilbert), Тима Шефера (Tim Schafer) и Дейва Гроссмана (Dave Grossman). Три «отца» той самой The Secret of Monkey Island комментируют избранные сцены и весело треплются за жизнь. «Тим, а помнишь, как мы..?» — «Да-да, и тогда ты…» Ах, ностальгия.
* * *
«Старая гвардия» едва ли найдет здесь что-то кроме воспоминаний о бурной юности, а вот для молодых любителей пошевелить извилинами Monkey Island 2 Special Edition может стать настоящим открытием. Классика не подвержена тлетворному влиянию времени. Головоломки по-прежнему заставляют хвататься за голову (и рыдать от счастья после спасительного озарения), фразы героев все так же блещут остроумием. Игре есть чем порадовать покупателя — просто расслабьтесь и забудьте, что за окном уже 2010-й.