Светлая тема

Рецензия на игру Montjoie! Столетняя война

Адаптации настольных игр — не редкость. В основном это мирные развлечения (Carcassonne, Catan, Monopoly): во-первых, забавы для всей семьи лучше продаются, а во-вторых, картонные воргеймы всегда страдали от засилья условностей. При переносе на PC фишки и кубики, понятное дело, исчезли. Так появился жанр «пошаговые стратегии».

Франция в огне

Посвященная Столетней войне Montjoie! могла бы стать TBS. Конечно, примитивной, но ведь и Two Thrones, описывавшая тот же исторический период, не отличалась глубиной. Впрочем, памятуя о печальной судьбе этого проекта, на него не следует равняться.

Montjoie! выручило трепетное отношение к своим корням. Она, кстати, похожа на другую компьютерную «настолку» — Web of Power. Правда, конфликт между Францией, Англией, Фландрией, Бургундией, Наваррой и Бретанью не требует такой остроты ума, как борьба церковных орденов. На карту нанесены крупнейшие поселения и транспортная сеть. Дабы увеличить приток денег и победных очков, игроки захватывают и укрепляют города. Если завладеть целым регионом, бонусы возрастут. Разумеется, нападать можно лишь на те точки, до которых проложены дороги от ваших земель. Для расчетов нужно «вручную» бросать кости или крутить «колесо фортуны», а роль юнитов исполняет виртуальная колода. Битвы лишены крови и грязи — воины явились сюда с иллюстраций к средневековым книгам. Благодаря старомодному оформлению, самые простые действия приносят удовольствие.

Принятие решений поделено на фазы: соперники отдают голоса в пользу мира (доступна одна атака) и войны (без ограничений), строят крепости и отправляют солдат в бой. Есть и дипломатические меры: предложить соседу альянс или назначить награду за взятие твердыни (помните Majesty?). Каждый ход случаются различные происшествия вроде чумы, вмешательства Папы или неурожайного года. Не пугайтесь — после нескольких «кругов» вы войдете в ритм. В Montjoie! достаточно всплывающих подсказок, а интерфейс не пытается запутать.

Все игроки получают бесплатные наборы карт; если их не хватает, «руку» можно пополнить, потратив часть казны. В первую очередь они применяются в бою: сумма кубика и «силы» воинов должна быть больше, чем у противника. Существуют средства и похитрее: «предатели», «мастера осадных дел», «грабители». Разнообразнее всего таланты «дипломатов», которые убеждают градоначальников поднять ваш флаг, призывают героев, уничтожают отряды врага или добавляют их вам. Искусственный интеллект умело пользуется этими методами, и одолеть его немногим легче, чем живого оппонента.

Помимо «свободного» режима, в игру встроены исторические сценарии с модифицированными правилами и особыми событиями, дающими преимущество одной из сторон, отменяющими союзы и т. п. Чтобы «включить» последние, нужно выполнить некие условия (например, взять определенный замок) или дождаться заданной даты.

Montjoie! изобилует справочными текстами, которые хорошо передают дух эпохи и проясняют обстановку. Кроме того, к ней приложена обширная энциклопедия. Вот только изучать ее неудобно — вычурный шрифт и белые буквы на темном фоне утомляют глаза.

* * *

Милая, но поверхностная Montjoie! прекрасно подходит для редких партий длиной в час-полтора. К сожалению, у нас нет «Позолоченного пантеона».