Светлая тема

Рецензия на игру Лунный магнат

Как корова съедает траву, так тайкуны (кавычки, по желанию, подрисуйте сами) проглатывают все, на чем когда-либо наживался и наживается поныне род людской. В их пищеварительном тракте, помимо вездесущей пиццы, побывали железные дороги, американские/русские горки, зоопарки и другие, столь же неудобоваримые, вещи. Но тайкуны все еще голодны. И на редкость мобильны - в отличие от коров, которые вынуждены довольствоваться лишь тем, что произрастает в их ареале обитания. Именно поэтому тайкуны начинают экспансию в космос. Пока они дотянулись лишь до самого близкого объекта, Луны. Правда, больших денег на земном спутнике еще не удавалось сделать никому, кроме, пожалуй, подпольных организаций по торговле участками лунной поверхности. Да и поперхнуться Луной гораздо проще, чем перечисленными выше предметами.

Success story

На первый взгляд, работа лунного колонизатора по версии Legacy Interactive довольно проста. Он строит жилье для персонала, обеспечивает колонию электричеством, водой и кислородом, разворачивает промышленность и, в конце концов, начинает продавать соседям по галактике добытое сырье и произведенную на фабриках электротехнику и медицинское оборудование. На владения умелого хозяйственника прилетают поглазеть космические туристы, которые очень любят просаживать деньги в казино и гольф-клубах, и лунный завоеватель становится еще богаче. Вот и весь Moon Tycoon. Но подобным образом дела складываются лишь у тех, кто привык смотреть вступительные ролики игр со сжатой в руке распечаткой чит-кодов.

Что касается честных игроков, то поначалу им придется буквально засеять километры лунной поверхности солнечными батареями, которые годятся разве что для китайских калькуляторов, ибо вырабатывают мизерное количество энергии. Аналогичным образом обстоят дела с кошмарного вида жилыми контейнерами и резервуарами для воды и кислорода. Все эти сооружения требуют больших денег и занимают уйму места. Последнее особенно важно, поскольку Луна - штука, вообще говоря, не совсем плоская. Как результат, под сооружения приходится ровнять местность, а вызов лунного бульдозера ой как недешев. Да, потом мы получим в свое распоряжение атомные электростанции, дающие энергии больше, чем два десятка солнечных батарей, шикарные жилые апартаменты со всеми удобствами, компактные очистители воздуха и воды, но до этого еще нужно дожить.

Если же сквозь пальцы смотреть на показатели энергии, воды, кислорода и human resources, последствия могут быть весьма плачевными. При отсутствии какого-либо ресурса прекращают свою работу многие жизненно важные постройки. Например, основной источник ваших средств, добывающая промышленность, может заглохнуть от недостатка энергии, а новые энергостанции не позволят строить из-за нехватки денег. Разорвать этот замкнутый круг в состоянии лишь кнопка Load, что есть печально.

С промышленностью, кстати, тоже связаны немалые трудности. Перед началом разработки лунных пород нужно построить систему коммуникаций, чтобы быть в курсе цен на рынке, а следовательно, и продавать добытое сырье как можно выгоднее. Затем по поверхности Луны расставляются mine probes, позволяющие узнать, в какой области покоится наибольшее количество полезных ископаемых. Выбрав удачное место, на жалкие остатки первоначального бюджета мы сооружаем шахту и начинаем, наконец, высасывать лунные богатства. Месторождения постепенно истощаются, поэтому время от времени встает вопрос о постройке новых шахт.

Добываемые вещества оседают в бункерах и на складах, ожидая, когда игрок соизволит их продать. В покупке лунных богатств заинтересованы четыре стороны: Земля, Марс, а также некие Oyoko и Geotech. Суммы, которые они готовы выложить за ресурсы, существенно меняются со временем, поэтому постоянно сбывать все содержимое складов братьям-землянам не следует. Подобный патриотизм иногда приводит даже к банкротству.

Разобраться в тонкостях помогает интернациональная команда советников, в которой, кстати, есть наша соотечественница. Каждый из них специализируется в отдельной области: торговля, ресурсы или, в случае нашей Кати, туризм. При этом их рекомендации достаточно непринужденны. Они разглагольствуют об исключительной важности телескопов и гольф-клубов, о целесообразности увеличения издержек на научные исследования, противопожарную безопасность, рекламу (очень способствует притоку космических туристов) и экологию (неимоверно повышает мораль наших подопечных). Другими словами, тянут одеяло далеко не резинового бюджета на свои отрасли.

***

Когда все трудности преодолены, деньги текут рекой, строительство идет полным ходом и кажется, что уже ничто не может помешать успешной колонизации нашего драгоценного спутника, сноровистая программа достает из-за пазухи стихийные бедствия. Которые, оказывается, намного серьезнее своих земных аналогов (ну, если не считать террористических атак, каким-то образом пробравшихся и в Moon Tycoon). Как вы, конечно же, знаете из уроков астрономии, Луна напрочь лишена атмосферы, поэтому там частенько случаются метеоритные бомбардировки. Не очень приятная, надо заметить, вещь, ибо после нее, как правило, приходится заново отстраивать половину базы. Другое ЧП - земле… то есть лунотрясение, превращающее в руины наиболее хлипкие сооружения. А еще на наши головы может обрушиться Ion Storm, который подозрительно напоминает Weather Storm из Red Alert 2.

Кстати, деталь, которая наверняка заинтересует мазохистов и юных натуралистов, желающих протестировать работоспособность своих сооружений в экстремальных условиях, - все вышеперечисленное, и даже кое-что сверх того, можно вызвать одним единственным щелчком мыши в меню Disasters. Наслаждайтесь, друзья.

Panoramic view for you

В своих скромных пресс-релизах разработчики акцентируют наше внимание на том, что это первый трехмерный tycoon. Оставим это заявление на их совести. Управлять игрой так же привычно, как и стандартными изометрическими симостратегиями. При этом графика оставляет двойственное впечатление. Жарким лунным днем все выглядит довольно уныло. Постройки выкрашены под стать лунному грунту, то есть в несколько оттенков серого. Подобный камуфляж вряд ли сможет защитить сооружения от метеоритных бомбардировок, но вот их внешний вид он портит изрядно. Однако с заходом Солнца (а надо сказать, что движение Луны относительно светила реализовано в MT на совесть) все преображается. На зданиях начинают мигать проблесковые маячки, которые расцвечивают близлежащие кратеры десятками всевозможных красок. Казалось бы, злоупотребление динамическим цветным освещением уже давно считается признаком дурного вкуса, но здесь это приходится очень к месту. Не будь притяжение Луны столь слабым, по ночам можно было бы устраивать дискотеки среди поселенцев - благо, игровой саундтрек соответствует.

Краткие информационные выкладки для проникшихся. MT аккуратно расчленен на три кампании и свободную игру. В последнем случае мы просто выбираем стартовые условия и начинаем строить колонию без стороннего прессинга и видимых целей. Кампании состоят из миссий, в которых игроку выдаются определенные задания, стандартные для игр такого рода: построить травмпункт и магазин; добыть определенное количество гелия к определенному времени; соорудить АЭС и постараться, чтобы она не взорвалась хотя бы на протяжении полугода. Тут есть даже сюжетная линия, где центральное место отведено окопавшемуся на Земле президенту по имени Richard Little, постоянно пытающемуся поднять нам настроение своими забавными жалобами, просьбами и комментариями. Проблема в том, что реплики "сюжетных" персонажей, в отличие от советников, не озвучены, а читать нескончаемый поток даже столь остроумных текстовых сообщений как-то несподручно - есть дела и поважнее.

Вопросы литературы

Основной минус игры очень типичен для тайкунов средней руки. Поначалу MT довольно увлекателен, но тяга к нему быстро сходит на нет. По сравнению с RCT, здесь очень мало простора для творческой деятельности, а к нюансам, о которых говорилось выше, рано или поздно приспосабливаешься. Здания, доступные с самого начала, строишь на автомате, и потом остается лишь лениво сбывать сырье тем, кто готов платить за него по максимуму, и ждать, пока окопавшиеся в научных лабораториях ученые измыслят новые постройки. В конечном счете оказывается, что собрать действующую лунную колонию не сложнее, чем сконструировать домик из конструктора "Лего".

Другое затруднение состоит в катастрофической нехватке деталей. Взять хотя бы человеческий фактор: здесь о людях свидетельствуют лишь цифры. Ученые, работники и шахтеры не капризничают и не покидают колонию, если их не устраивают условия жилья. Строго говоря, мы их вообще не видим. Конечно, условия для праздных прогулок на Луне не самые лучшие, но колония абсолютно лишена движения, суеты, и потому выглядит чересчур безжизненной. Да, над некоторыми постройками проплывают облаченные в скафандры работники, а со стартовых площадок взлетают корабли. Но вспомните бесконечно реалистичных поселенцев Tropico со своими мыслями, желаниями и надеждами, вспомните переполненные автомобилями улицы и кишащие пешеходами тротуары SimCity. Между этой торопливой, неряшливой, но все же столь близкой нам жизнью, и тем, что получилось у Legacy Interactive, лежит пропасть в сотни тысяч километров.