- Главная/
- Игры/
- Mortal Kombat Komplete Edition/
- Рецензия
Пузатый телевизор, побитые сотнями комбо-серий джойстики, затертая книжка «10000 описаний & секретов Sega» — лет 20 назад Mortal Kombat был главной соревновательной игрой 16-битной эпохи. То было время, когда мы не вдавались в подробности боевых систем, а просто зубрили спецприемы, комбо и «фаталити». Позже мы узнали о Tekken, Soul Calibur и других сериях и поняли, что Mortal Kombat был крайне примитивным развлечением. И все же кровавая серия Эда Буна и Джона Тобиаса так и осталась главным синонимом слова «файтинг» для тысяч наших соотечественников.
Сам Mortal Kombat при этом никуда не исчезал: после «финальной» Ultimate Mortal Kombat 3 вышла спорная четвертая часть, а после нее — Deadly Alliance, Deception, Shaolin Monks, Armageddon и разборки с DC Universe. Но такой популярностью эти игры уже не пользовались: все они отходили от классической MK-формулы и к тому же выпускались исключительно на консолях. Поэтому, когда студия NetherRealm анонсировала перезапуск и возвращение к стилю оригинальной трилогии, о серии вспомнили самые старые игроки, в последний раз державшие в руках геймпад в конце 90-х. Mortal Kombat 2011 года вернул серию к ее классической форме глупого и кровавого файтинга, идеальной игры для вечеринки.
Скриншоты128
Спустя два года стараниями High Voltage Software игра собрала все свои DLC и под заголовком Komplete Edition перебралась с консолей на PC.
Все очень плохо
Еще до запуска игры создателям порта хочется отрубить руки, как в одном из фаталити Китаны. Komplete Edition кишит десятками ошибок, некоторые из которых не дают даже просто начать играть. Уже после покупки вы можете выяснить, что ваша видеокарта не подходит, хотя и соответствует системным требованиям. Некоторые игроки получали абсурдные сообщения в стиле «соотношение сторон вашего экрана — 16:9, игра не запустится». Владельцы мощных машин сталкивались с тормозами, у кого-то не работали сетевые режимы, другие не получали ачивменты. Отдельная история — раскладка клавиатуры, выполненная в лучших традиций PC-портов с первой PlayStation: требуется определенная эрудиция, чтобы понять, что «Назад» — это не Escape, а цифра «2» на NumPad'е.
Чтобы наконец-то запустить Komplete Edition, мне пришлось 40 минут изучать форумы Steam и NeoGAF и вручную перебивать графическую конфигурацию игры в каком-то текстовом файле — после этого она соизволила открыться хотя бы в разрешении 1280х720. Такая удача сопутствует далеко не всем: проблемы с количеством кадров в секунду решаются через раз, информации об официальном патче нет, пользователи клепают любительские заплатки, а новые сообщения об ошибках на форумах Steam уже встречают фразой «добро пожаловать в клуб!». Если вы не любите ковыряться в непонятных файлах, меняя в них непонятные параметры, ни в коем случае не покупайте сейчас эту игру и ждите официального обновления.
Дорогая, я дома
Рано или поздно самые упорные «хакеры» наконец-то запускают игру, и — ура! — там их ждет тот самый Mortal Kombat. Действие новой части разворачивается в эпоху классической трилогии, но не повторяет события первых игр — пытаясь спасти мир от уничтожения, бог грома Райден изменил ход времени, что и дало разработчикам возможность вернуться к старым героям и аренам.
Тот, кто закончил знакомство с Mortal Kombat на третьей части или версии Ultimate, почувствует себя как дома: среди новых лиц здесь есть только слепой воин Кенши (он дебютировал в в Deadly Alliance 2002 года), кровожадная дама Скарлет (она появилась в первом DLC перезапущенного Mortal Kombat) и неожиданный, но гармонично вписывающийся в компанию маньяков Фредди Крюгер — и все. Если бы в 1997 году вас положили в криокамеру и вернули к жизни только сейчас, вы бы моментально освоили новинку — даже кнопки спецударов большинства героев остались прежними. Кажется, разработчики сделали все, чтобы вернуть нас в детство.
Как бы файтинг
Впрочем, боевая система все же сделала пару шагов вперед. Система комбо стала немного свободнее: стандартная схема «три серии на героя» ушла — теперь мы можем немного импровизировать. Например, подкидывать врагов в воздух, после чего колотить их беспомощные тела, пока они не приземлятся. Главное же нововведение — Super Meter: постепенно заполняющаяся шкала из трех делений, каждое из которых расширяет арсенал наших приемов. На первом уровне мы получаем доступ к усиленным спецударам — например, Найтвулф начинает запускать во врагов сразу три стрелы вместо одной. На втором у нас появляется возможность делать «брейкеры» (breaker): прерывать вражеские комбо-серии прямо во время их исполнения и переходить в контратаку — это типичная механика многих файтингов. А полностью заполненная шкала открывает X-Ray Move — специальное движение, выбивающее из противников солидную часть здоровья: время замедляется, и мы в «рентгеновском режиме» видим, как наш герой ломает кости оппоненту. Это весьма зрелищный прием, если не вспоминать, что в каком-нибудь Street Fighter к этому моменту на экране уже разворачивается апокалипсис, совмещенный с эпилептическим припадком.
Но несмотря на все нововведения, Mortal Kombat так и остался весьма простой игрой. Во многом это традиции серии: тут, как и в классической трилогии, все персонажи различаются лишь спецприемами, комбо-сериями и разной мишурой вроде фаталити — кардинально разных типов героев здесь нет. Если Зангиев и Кэмми из Street Fighter не имеют вообще ничего общего, то персонажи Mortal Kombat повторяют свои подсечки и апперкоты практически одинаково. Различные Super Meter-трюки для победы в повседневных матчах тоже не нужны — это в классическом Street Fighter Alpha 3 знание пары трюков стиля V-ism делало вас богом, а здесь же достаточно запомнить базовые суперудары. И в этом нет ничего плохого, если рассматривать Mortal Kombat как игру для вечеринки.
В Komplete Edition действительно можно играть с клавиатуры, если настроить управление под себя — удары просты в исполнении, а комбо-серии не требуют строгого тайминга. Все это немыслимо в классических представителях жанра, требующих четко выверять время ударов и отличать «пол-оборота вперед» от «четверти». Показательный момент: хотя Mortal Kombat и присутствует на международных файтинговых турнирах вроде EVO, играют в него исключительно американцы (а у тех же Super Street Fighter IV и The King of Fighters XIII по-настоящему международный состав игроков), причем одной тактикой: шквальным огнем из всех доступных дальнобойных приемов. И последнее: пока Capcom регулярно оттачивает баланс Street Fighter патчами и переизданиями, превращая игру в идеальную соревновательную дисциплину, фанаты Mortal Kombat до сих возмущаются «перекачанным» Сайраксом и просят NetherRealm наконец-то исправить баланс — это, опять же, к вопросу о том, что является файтингом, а что игрой для вечеринки.
***
Новый Mortal Kombat — это отличное возвращение серии к своим истокам и невероятно веселая игра. Но веселой она становится только тогда, когда вы собрались большой компанией друзей перед большим телевизором и просто решили поколотить друг друга. Именно этим мы и занимались в детстве, и именно поэтому Mortal Kombat для PS3 и Xbox 360 так хорош. Но версия для PC кардинально меняет формат взаимодействия с игрой — и дело вовсе не в клавиатуре (которую всегда можно заменить на геймпад).
Да, здесь можно играть по сети, но виртуальные сражения не заменяют живого оппонента, а кривой сетевой код от High Voltage не способствует получению удовольствия. Изучать же боевую систему откровенно скучно — даже на PC есть куда более продвинутый Street Fighter IV. Mortal Kombat — это не столько игровой, сколько социальный опыт. И где-то на пути от консолей к PC игра потеряла свою магию, заполнив ее отсутствие багами — и даже если со временем огромный список ошибок будет исправлен, игра вряд ли обретет смысл.