Монополия — штука паршивая и опасная, особенно в недобросовестных руках. Симуляторам внедорожников, который год тонущим в мутном болоте, не помогли множественные припарки от доктора Avalon Style Entertainment. Но плакать рано — чешская студия The Easy Company планирует реанимировать популярные некогда гонки. Заодно покажет дуэту «1С + Avalon», как надо делать настоящее бездорожье.
Рессоры, пружины и 40°
Внедорожник «Номад» — вовсе не повод для столь громкого вступления, ибо до ужаса бесполезен. Назови авторы именем моего коллеги трехмостовый монстроход «Краулер» — был бы «Наш выбор». Заочно. А на нет и суда нет. И предвзятости — тоже.
Машины в MotorM4X, конечно, без лицензий. Шибко дорогое удовольствие для пяти человек, начинавших разработку на голом энтузиазме. В очертаниях угадываются Subaru Forester (тот самый «Номад»), Jeep Cherokee и Wrangler, Chevrolet Silverado… Легче всего распознать Dodge Ram T-Rex 6x6. Кое-что любителям бездорожья знакомо: например, джипы встречались в эталонном Screamer 4x4, а продукция GM — в «нашем» Hummer.
Создатели не зря очень гордятся подвеской. Она — само совершенство, идеал, образец для подражания. Пожалуй, лучше, чем в «Скримере» (не говоря уж про «полноприводные гробики»). Там-то ход подвески был сильно завышен, и оценить ее работу в полной мере не позволяла плоская геометрия. Отлично переданы вес и инерция; впрочем, по этим двум показателям Screamer 4x4 недосягаем.
Физика, хотя порой и с налетом аркадности, адекватна, но в остальном не все прекрасно. Устройство взято из Cabela's 4x4 Off-Road Adventure 3: режимы 2H, 4H и 4L, пара межколесных дифференциалов принудительной блокировки… Замечательно, только откуда появилось ноу-хау — 2L? Почему не LSD? Отчего на отключенном передке «диффы» продолжают работать? И еще меня поразила раздатка. Переходить на пониженные передачи здесь можно на скорости до 40 км/ч! Пагубное воздействие «Даурского марафона»? Вроде грамотные люди…
Ода грамотности
Однако недоработок в MotorM4X раз-два и обчелся, а вот поведение авто и настройки — серьезные козыри. Знаете истинную причину феноменальной проходимости «ГАЗ-69»? «Дохлый» двигатель. Фокус в том, что малые обороты и слабый крутящий момент душат пробуксовку в зародыше. Я не спорю, «козел» не в состоянии рвать грунт, зато ему по плечу любое препятствие. Где иной навороченный монстр шлифует поверхность, старый «козлик» подпрыгнет, пукнет раза два и влезет в гору. Небольшая масса тоже влияет, но роль главной скрипки играет движок. Неслучайно многие «умные» системы управления тягой — traction control — умеют перебрасывать тяговую силу на колеса с большим покрытием и урезать мощность двигателя при пробуксовке.
Я это к тому пишу, что у The Easy Company такая тонкость — т.е. тюнинг — реализована. Последняя по списку запчасть — не значит лучшая. Допустим, для скоростных заездов предпочтительнее максимальный чип, а в триалах и ориентировании логичнее «прокачать» мотор по минимуму в угоду способности преодолевать преграды. У любого автомобиля сразу пропадет привычка буксовать.
Кроме двигателя, настраиваются подвеска и резина. Все, в общем-то, просто: нужна скорость на ровных участках — ставьте высоту поменьше, и наоборот. Обувь подбирается под покрытие. Есть еще и детали, только к физической составляющей они в основном отношения не имеют: кенгурятники, диски, наклейки… Что кричат с заднего ряда? «Маловато! У „Авалона“ и то примочек больше!»? Согласен. Другое дело — польза. В сериале «Полный привод» все подчинено примитивному принципу «дороже = круче». Тут подобный трюк не работает, и почти каждое соревнование требует индивидуального подхода.
Подумать есть над чем, тем более что заезды влетают в копеечку, и копающийся на одном месте джипер рискует обрасти долгами на заправке и в автосалоне. Экономическая модель вышла чересчур жесткой. В отличие от игр с демократичной схемой «превратил коня в лепешку — жми рестарт», MotorM4X чрезвычайно суров: раны, полученные во фрирайде, никуда не исчезают. Поэтому, если, скажем, из-под капота повалил предательский черный дым, надо дуть прямиком в гараж. Ремонт недешев — в зависимости от «внутренностей» сумма может превысить стоимость заводской конфигурации. Денег постоянно не хватает, а ведь необходимо кормить авто горючим, покупать запчасти и новую технику… Держать одновременно несколько машин — непозволительная роскошь. Хотя никто не запрещает проходить самое легкое состязание сколько влезет, набивая карман банкнотами.
Задел на будущее
Авторы подошли к делу с должной щепетильностью, изучив «однокоренные» игры и сняв сливки с выдающихся представителей. Например, у той же Cabela's 4x4 Off-Road Adventure 3 позаимствовали открытый мир. Элементов RPG, к счастью, нет, и пострелять зверушек нельзя, однако концепция схожа — гаражи, заправки, вместо квестов там и сям разбросаны состязания на трех картах (пустыня, Альпы и снежная тайга): ориентирование и триалы из Screamer 4x4 или «Полного привода», кроссы из 4x4 Evolution 2, ралли, экстремальное восхождение багги на холм, драг а-ля NFS…
Словом, разнообразно, интересно и весело, если иногда рулить в сторону наблюдателей, — нигде раньше зеваки не бросались врассыпную. Удалась и графика. Не скрою, MotorM4X лишена лоска, присущего DiRT, GRID и Pure, но картинка в эстетическом смысле приятная. И главное — игра с устаревшими технологиями совсем не тормозит (не то что «ПП»), да еще располагает динамической сменой погоды и времени суток.
Бюджетность проекта заметнее в другом. Огорчает, прежде всего, отсутствие мультиплеера. Рассчитывать на его появление в будущем не стоит, а вот обратную связь обещали добавить патчем. Пока же настроить руль трудновато — кнопки путаются. Ну и, наконец, ужасные повреждения. В этом плане по сравнению с MotorM4X даже «Полный привод» выглядит шедевром.
EasyCo vs. Avalon
Но отечественные разработчики больше ничего не могут противопоставить чехам. Зато после MotorM4X у игроков в кои-то веки возникнет представление о настоящей физике и качестве. А у ASE теперь есть конкурент и, следовательно, повод задуматься.