Светлая тема

Рецензия на игру Mount & Blade: Warband - Napoleonic Wars

Фанаты Mount & Blade встретили анонс Napoleonic Wars хмурыми ухмылками. Мол, опять жадные разработчики хотят нажиться на продаже кустарного мода. Ругался народ неспроста — творение Flying Squirrel пугает с порога. Налицо все признаки дешевой поделки: дурная графика, невнятный инструктаж и букет программных ошибок.

Под звуки маршей

В отличие от Warband и «Огнем и мечом», Napoleonic Wars всецело посвящена мультиплееру. Удивляться тут нечему — концепция, заложенная TaleWorld в одиночный режим, плохо сочетается с кампаниями Бонапарта. За «корсиканским чудовищем» следовали сотни тысяч профессиональных солдат, а не летучие отряды наемников.

Сетевые баталии здесь еще масштабнее, чем в прежних релизах — до 200 участников. Суть геймплея – та же, что в «Огнем и мечом»: холодное оружие уходит в прошлое, уступая место громоздким мушкетам. Конечно, точность у них ни к черту, а до окончания перезарядки можно сбегать на кухню за чаем, но шанс прикончить врага с сотни шагов первой же пулей дорогого стоит. Да и ружья теперь со штыками, так что стрелки могут постоять за себя.

Зарабатывать деньги за убийство соперников, чтобы потратить их на экипировку, больше не нужно. Все снаряжение дают бесплатно — достаточно выбрать из списка полк, в котором служит ваш боец. Каждая из пяти армий (французская, русская, английская, прусская и австрийская) состоит из десятков типов войск. Многие различаются только внешне, но хватает и настоящей экзотики. Скажем, партизаны вооружены чем попало, порой одними лишь дубинами. Жаль, гренадёрам не выдали гранаты.

Стремясь воссоздать атмосферу, Flying Squirrel добавила в игру полевые оркестры (с соответствующим саундтреком!), знаменосцев, офицеров и генералов. На первый взгляд, пользы от этого балагана никакой, и все же при прочих равных условиях именно от них зависит исход битвы, ведь соратники вокруг получают бонусы к скорости перезарядки, урону в рукопашной или иным показателям.

Другая новинка Napoleonic Wars — инженеры, умеющие строить укрепления, наводить мосты и закладывать взрывчатку. Разнести можно многое — например, если обрушить стену форта, солдаты смогут забраться на нее, а не лезть в узкие ворота. Еще веселее палить из пушек, неудобных в обслуживании, зато очень мощных. После бомбардировки городские улицы напоминают изъеденную кариесом челюсть. Повреждения зданий выглядят здорово, пусть и не так детальны, как в Battlefield 3.

Гвардейские боты

Густонаселенных серверов Napoleonic Wars редко бывает больше десятка, хотя альтернатива из нескольких матчей есть всегда. Любопытно, что сражения в основном проходят на неофициальных или созданных в генераторе картах. Впрочем, из всего многообразия по-настоящему интересны лишь два режима. Стандартные побоища в антураже начала XIX века нелепы — вместо того чтобы держать строй, игроки действуют кто во что горазд.

Баталии за контроль над крепостью — совсем другое дело. У обеих сторон есть четкая цель: атакующие должны прорваться к флагу, пока не истечет запас времени, а защитники — устроить им теплый прием. Перевес получат те, кто лучше организует разрозненную толпу. Причем инструментов-то для этого нет, обычно все выходит само собой. Кстати, баланс выдержан очень удачно: к нападающим прибывают бесконечные подкрепления, а в обороне жизни на вес золота. Драматичнее всего выглядит штурм с переправой на лодках: свинцовый ливень косит храбрецов, и те эффектно падают за борт.

Не менее увлекательны «битвы командиров», где под началом каждого игрока 15-20 ботов. Они засветились еще в мультиплеерном дополнении к «Огнем и мечом», но там были не так хороши. Когда на отряд копейщиков обрушивается лавина рыцарей, не шибко важно, люди перед нами или компьютерная массовка. В хаосе рукопашной особых отличий не видно.

Здесь же искусственный интеллект — гарантия дисциплины, которой трудно добиться от живых соратников. Подчиненные идеально слушаются приказов, выстраиваются в линии и дают синхронные залпы. Представьте себе Empire: Total War, где игрок — непосредственный участник событий. И по духу, и по тактике это — превосходная имитация Наполеоновских войн, мечта любителей эпохи.

* * *

В общем, не верьте первому впечатлению. Крохотная студия выпустила не Mount & Blade с кое-как перерисованными «шкурками» бойцов, а самодостаточный проект, способный надолго затянуть всех неравнодушных к истории XIX века.