- Главная/
- Игры/
- Mount & Blade. История героя/
- Рецензия
«Кавалерийская» RPG Mount & Blade — игра с любопытной историей. Как и многие другие независимые разработчики, супруги Явуз (Yavuz) не прятали ее от публики — открытое тестирование началось еще в 2005 году. Подогревая интерес регулярными обновлениями, турки поставили на ноги фанатское сообщество. В ответ поклонники организовали мощную «обратную связь» и выпустили десятки модификаций.
Бета распространялась по условно-бесплатной модели. Пользователи, довольные качеством «пробника», поддерживали сырой проект твердой валютой. За свои деньги они получали не только текущий, но и все последующие релизы, включая полную версию. Риск был оправдан — «ранние пташки» здорово сэкономили. Уже купившим Mount & Blade не нужны рецензии, так что я не буду описывать отличия v0.960 и v1.0. Эта статья — для тех, кто долго запрягает.
Сухопутные корсары
Создавая внешность аватара и проходя тест, который влияет на его базовые характеристики, Mount & Blade нетрудно принять за дешевую копию Oblivion. На самом деле она имеет мало общего с обычными RPG. Более уместна аналогия с культовой Pirates! и «Корсарами». TaleWorlds перенесла шедевр Сида Мейера (Sid Meier) на сушу, подчистую скопировав кое-какие детали предшественницы.
Выдуманный мир Кальрадия похож на настоящее Средневековье — здесь нет «избранных», Древнего Зла, орков и магии. Карту делят пять королевств, списанных со Скандинавии, стран Западной и Южной Европы, Монголии и Руси. Путешествующий со свитой игрок — всего лишь один из винтиков сложного механизма. Вокруг кипит жизнь. Феодалы объезжают владения, наносят визиты к соседям, осаждают замки. Между городами и поселками снуют крестьяне и купцы, а дезертиры и разбойники охотятся за их кошельками.
Уникальные персонажи бессмертны. Попав в плен после поражения, они рано или поздно вырываются на волю — круговорот событий бесконечен. Эта «поблажка» совсем не раздражает. Вскоре вы станете узнавать ключевых NPC в лицо, вспоминая, как спасли их от неприятеля или дрались на турнирах.
В покоях лордов, тавернах, конторах гильдий и домах деревенских старост выдают поручения разных сортов: убить неугодного человека, доставить письмо, перегнать скот, собрать налоги, добыть информацию от лазутчика, защитить честь дамы, освободить село от бандитов и так далее. К сожалению, за все квесты отвечает генератор случайных чисел — со временем однотипные просьбы набивают оскомину.
Устали исполнять чужие капризы? Займитесь коммерцией! В M&B не надо ломать голову, изучая таблицы с ценами, — соответствующее умение подскажет прибыльный маршрут. Спросом пользуются и специи, и рабы, захваченные на поле брани. Даже тот, кто не планирует зарабатывать торговлей, должен заходить на рынок за провиантом — воевать лучше на сытый желудок.
Если не прельщает доля простых наемников, поступите на службу к одному из властителей, докажите верность в битвах и получите надел. Любители острых ощущений могут свергнуть какого-нибудь короля, посадив на трон обиженного наследника. Постепенно земли будут разрастаться, хотя от недвижимости больше мороки, чем выгоды. Вложив в ее оборону и развитие уйму труда и динаров, вы добьетесь смехотворной награды.
Клинком и копытом
Какой бы путь вы ни выбрали, вас ждут бесчисленные схватки с участием конницы. После нелепых попыток раскрыть в Two Worlds и «Трудно быть богом» эту тему M&B — откровение. Сразу чувствуется, что герой оседлал лошадь, а не мотоцикл с гривой и хвостом. Однако понять особенности управления и привыкнуть к ним очень легко.
Непривычная для RPG мобильность дарит ворох новых приемов: можно проскакать мимо жертвы и срубить ее саблей за счет бонуса за разгон; навести копье и снести противника сокрушительным таранным ударом; стрелять из лука, выдерживая дистанцию; наконец, просто затоптать беднягу. Когда кавалерия есть у обеих сторон, сражения превращаются в безумную карусель. Несмотря на устаревшую графику, баталии выглядят впечатляюще.
При этом Mount & Blade не скатывается до глупого экшена. Система фехтования достаточно сложна — игрок задает направление атаки и ее тип (колющая или рубящая), парирует ответные выпады или блокирует их щитом. Хорошая реакция поможет резво отбивать нападения и ловить оппонента на ошибках. Конечно, с дюжиной не сладит и самый проворный воин, а в битвах порой участвуют до 100 человек. Если вы не хотите прыгать в кусты от любого шороха, без солидной армии не обойтись.
Размер отряда зависит от славы, растущей благодаря победам над серьезными противниками. Однажды вы перестанете нанимать всех подряд и начнете искать баланс между стрелками, мечниками, копейщиками и всадниками, подбирая нужных солдат из богатого ассортимента пяти королевств и нейтральных группировок. В Mount & Blade проскальзывают задатки стратегии — командир руководит подчиненными, отдавая приказы вроде «Пехота и лучники, держать эту позицию! Конница, за мной!».
Помимо безымянных бойцов, есть NPC, которых разрешено «прокачивать» и экипировать наравне с героем. У каждого из них свои взгляды на жизнь и весомый повод отправиться на поиски приключений. Собрать вообще всех спутников нельзя — слишком уж склочная публика. Впрочем, некоторые становятся закадычными друзьями, подавая пример коллегам.
Устаревшая школа
В общем, увлекательная игра. Казалось бы, в ней можно утонуть на долгие месяцы, забыв о прочих развлечениях… Однако TaleWorlds угодила в классическую ловушку, угрожающую проектам с открытым геймплеем. Чтобы пройти все дороги и сразиться со всеми врагами, надо не так уж много времени. Хотя случайные квесты создаются по десяткам шаблонов, повторы неизбежно наскучивают.
Самое мудрое решение проблемы знакомо по римейку Pirates!, «Космическим рейнджерам» и «Корсарам»: авторы должны иногда подбрасывать обязательные задания и напоминать о финальной миссии. Это мало ограничит «вольницу» (без приработков не накопишь на приличное снаряжение), зато игрок получит нормальные поручения, придуманные дизайнерами и сценаристами, а не компьютером.
Судя по диалогам и описательным текстам, разработчики прекрасно справились бы с сюжетной линией (или даже несколькими). К несчастью, они пренебрегли рецептом. Внятное повествование заменяют полная свобода и кнопка «отойти от дел», за которой скрыта таблица очков и очерк о дальнейшей судьбе героя.
* * *
Людей, способных день за днем бродить по выученным наизусть тропам, не напугать бесцельной «песочницей». Для остальных Mount & Blade станет яркой вспышкой — осветит, согреет и быстро погаснет.