Среднее время в игре: 4 часа
Светлая тема

Рецензия на игру Napoleon: Total War

«Быстрее, выше, сильнее» – девиз олимпийского движения. Аналогичный подход проповедует The Creative Assembly. Серия Total War недосягаема для конкурентов, но разработчики неустанно совершенствуют ее. Это касается и полновесных продуктов, и аддонов. После появления Barbarian Invasion играть в Rome стало неинтересно, Kingdoms по всем параметрам превзошла Medieval 2. «Мы вложили в Napoleon в четыре раза больше сил и средств, чем в BI», – хвастает папа Total War Майк Симпсон. Здорово! Только почему же одной рукой они дают, а другой забирают?

Круговая подтяжка

Три одиночные кампании предлагают повторить путь великого полководца. Разбив врагов в Италии, Наполеон отправляется в Египет воевать с бедуинами и мамелюками, а потом пытается поставить на колени Европу. Крошечная по меркам Empire карта, ограниченное число участников, урезанные возможности (в Италии отсутствуют исследования, в Африке заблокирована дипломатия) – не об этом фанаты мечтали долгими зимними вечерами.

Сотрясать основы никто, к счастью, не решился. Как и год назад, мы гоняем армии по долам и весям, отстраиваем инфраструктуру, двигаем науку и запугиваем соседей. Десятки мелких, но неизменно важных деталей разделяют Napoleon и Empire. Французы, заплутавшие в песках, страдают от зноя и жажды, под Москвой — проклинают мороз. Необходимо совершать марш-броски, не задерживаясь на открытой местности без крайней нужды. Один ход занимает две недели; в непролазных сугробах можно потерять половину войска, и переждать непогоду на мягком диване не выйдет — над ухом тикает неумолимый таймер. Не выполнили историческую миссию за установленное количество ходов – начинайте заново. Нечто подобное было и раньше, однако тут авторы перегнули палку. Нет ничего хуже, чем замереть в шаге от цели.

Изменился механизм пополнения отрядов. Если армию ведет генерал, потрепанные подразделения постепенно восстанавливаются; расположенная неподалеку казарма или военный склад ускоряют процесс. Когда линия фронта передвинется, логично будет переоборудовать тот же самый склад в рынок, а при контратаке – переделать обратно. Хотя, учитывая пассивность AI, последний вариант маловероятен. Наверное, компьютерных диктаторов смущают новые правила. Прежде нашей целью было объединение мира под единым флагом. В Napoleon все хитрее: захватив город, можно разграбить его, вызвав недовольство населения, цивилизованно оккупировать либо освободить, создав протекторат, который регулярно платит дань. Сумма, правда, смехотворная. Остается идти путем бандита из известного анекдота: «пять старушек – рубль».

Что-то посущественнее из бедолаг не вытрясти. Доработанная дипломатическая система предназначена для общения с равными. Заключив альянс, потребуйте от союзника вступить в идущую войну или разорвать отношения с определенным государством. Провал переговоров – не повод впадать в отчаяние. Агенты тоже способны повлиять на расклад сил в регионе. Шпионы научились саботировать вражеское войско (совсем как скауты-индейцы из Warpath Campaign), джентльмены – повышать лояльность сограждан и провоцировать народные волнения за рубежом.

Конечно, победы все равно куются саблями и штыками. Но и здесь не обойтись без смекалки. Ни в коем случае нельзя пренебрегать засадами – глобальная карта напичкана укромными уголками. Стоит завести бойцов под полог леса, и они исчезнут из поля зрения противника. Если поблизости проходит дорога, по которой рекруты выступают на передовую, считайте, что вы нашли идеальное место. Под перекрестным артиллерийским огнем враги тают, точно снег под ярким весенним солнцем.

На тактическом уровне — еще одна порция сюрпризов. Морально-психологическое состояние личного состава уже не тайна за семью печатями. Над каждым отрядом висит полоска, позволяющая мгновенно увидеть последствия картечного залпа или удара в тыл. Прояснилась роль военачальника. Вокруг него очерчена сфера влияния, и возле опытного лидера подчиненные чувствуют себя увереннее. Слово командира творит чудеса, увеличивая меткость или останавливая отступление. Приходится летать по полю брани и совать нос в самые опасные заварушки. Надо ли говорить, чем это чревато для здоровья? Смерть не властна лишь над Наполеоном и некоторыми ключевыми персонажами. Получив порцию свинца, VIP отбывает на лечение в столицу.

В погоне за функциональностью разработчики не забыли и о графике. Попрощайтесь с армией клонов! Отныне в неподвижных рядах трудно высмотреть «близнецов». Освещение и погодные эффекты доделаны, взрывы более зрелищные, повсюду скачут лошади без всадников… А вот морские просторы оценят не все. Можно покорить половину мира, так и не сняв с вешалки адмиральский мундир. И зачем нам тогда плотники, грудью закрывающие пробоины, и смешные «первобытные» пароходики? Технический прогресс лишил баталии былого очарования. Корабли с дымящими трубами плавают против ветра, течений и рифов нет – налицо явное упрощение. Да и уместность под вопросом. В наполеоновских войнах корабли с паровыми двигателями не участвовали, а первый военный «парусник с винтом» сошел на воду в аж 1850 году.

Служили два товарища

В мультиплеере свои перестановки. Режимы знакомые, но «фракции» теперь существенно различаются. У одних мощная пехота, другие ставят на кавалерию, и т. д. Очень привлекательно выглядит Россия. Наши солдаты обучены хуже, чем английские или французские, зато артиллерия – вне конкуренции. Дальнобойные гаубицы заставляют неприятеля сразу перейти в атаку. Сначала бомбы, потом шрапнель… Только обычные ядра не впечатлили. Частенько я замечал, как попавшие под раздачу бойцы поднимались и продолжали топать дальше. С выходом Napoleon закончилась эпоха легких драгун, безраздельно правивших в Empire. Стандартные мушкеты бьют на те же 80 у.е., а штыки надежно защищают от наскоков. Характеристики юнитов поменялись, тактика прежняя: впереди бегут снайперы, следом маршируют «линейки», на флангах ожидают своего часа гусары…

Увы, восторг не вечен. Пехотинцы разучились стрелять шеренгами1 – воюет первый ряд, остальные нерешительно переступают с ноги на ногу, готовясь исполнить бессмысленный танец «fire & advance». Не исключено, что так авторы добавляют ценности ближнему бою, хотя способ дикий – из разряда «давайте выколем глаз, чтобы не болел». Да и проблема-то надуманная. Когда в Empire я играл за гуронов, сопернику-европейцу, предпочитавшему традиционные методы ведения войны, оставалось лишь молиться. Краснокожая орда сносила все на своем пути.

Есть и объективные недостатки. Стрелки не умеют адекватно прикидывать «line of fire», с неизменным удовольствием всаживая пули в холмы и барханы. Клавиша «insert» помогает взглянуть на мир глазами одного из солдат, но в горячке боя эта полумера не спасает. Кроме того, через препятствие можно перекинуть гранату. Правда, эффект нулевой. Гренадеры из могучей силы превратились в каких-то дурачков с китайскими петардами – много дыма, много шума, мало жертв. Впрочем, по-настоящему меня доконали босоногие гавроши-революционеры (в классических матчах они неактивны). Изучая предрелизную версию, я был уверен, что отсутствие сапог – забавная ошибка. Оказалось, так и задумано.

Интерфейс тоже далек от совершенства. Нельзя посмотреть статистику или пинг другого игрока, нельзя обновить список серверов. В качестве компенсации – долгожданные «drop-in battles». Достаточно щелкнуть мышкой, и вместо битвы с бестолковым AI мы получим противостояние с реальным оппонентом (при условии, что стороны равны, а в сети найдутся желающие). Ну и, конечно, полноценные многопользовательские кампании на двоих — TCA твердит о них уже битый год. Пока обладатели лицензионных копий Empire треплют себе нервы, занимаясь перманентным бета-тестированием, будущие «наполеоны» наслаждаются стабильной игрой, которую разрешено в любой момент сохранить и позже продолжить. Жаль, выбор небогат: Франция, Англия, Австрия, Пруссия, Россия и османы, отчего-то не покидающие пределов африканской резервации.

Метр с треуголкой

Не поймите меня превратно, Napoleon – отличный подарок ценителям жанра, но если бы хоть часть нововведений перешла в Empire… Ограничившись рамками наполеоновских войн, разработчики уничтожили ощущение масштаба и значительности. Раньше мы управляли империей, сегодня строим куличики в песочнице. И это прогресс?

1Чтобы вернуть режим «fire by rank», скачайте неофициальный патч.