- Главная/
- Игры/
- Затерянный мир 3/
- Рецензия
По следам поселенцев…
Мне, как законченному библиофилу, по-человечески приятно, что нашу современную российскую прозу хорошо знают и уважают в Европе. К примеру, человек (а человек ли?), создавший сюжетную основу The Nations, прежде чем взяться за работу, глубоко и дотошно изучил труды Пелевина, Будды и Джимми Хендрикса, ибо почерпнуть такую растоманскую и одновременно концептуальную мысль можно только из личного диалога с духом Че Гевары. Судите сами: пьяные аисты, несущие по просторам вселенной кричащих младенцев - ужасная ошибка, в результате которой три абсолютно разные расы оказались в плену одной биосферы… Дальнейшее развитие событий очевидно - соседствующие народы поцапались по вполне объективным и достаточным для полномасштабных военных действий причинам. К примеру, раса амазонок считает жуков неэстетичными, а "снежных эльфов" третируют шарообразные выпуклости тех же амазонок . В общем и целом - сюжет крепко сбитый, перспективы ясные, и господам разработчикам остается только сесть за свои рабочие места и оперативно склепать очередной, доброкачественный клон. Какая там часть прототипа была у нас последней? Четвертая, кажется? Ну, значит - равнение на Settlers 4! Шагом ааарш!!!
Овечка Долли - будущее немецкой мясозаготовительной промышленности
Предположившие, что все вышеописанные знания я извлек из заставочного ролика, сильно ошибаются. Черпать ценные сведения пришлось из мануала первой части игры, известной у нас под кличкой "Затерянный мир" (надо было "Затерянный сюжет" назвать)…
Итак, имеются три расы, фантазией разработчиков, а позднее и стараниями локализаторов наделенные следующими эпитетами: "sajikis", они же "vikari", они же "анты"; "амазонки", они же "espadas", они же "дриады"; "pimmons", или "stju", они же "эльфы морозостойкие". Задача игрока, как ни странно, состоит в управлении одной из вышеперечисленных этнических народностей. Геймплей взят на прокат из давнишнего то-ли-хита-то-ли-не-хита Knights&Merchants (в свою очередь тоже клон Settlers). Строим заточенные на производство какого-нибудь одного вида сырья здания, тренируем ремесленников для каждого; на финише технологической цепочки получаем оружие и, вооружив им "еще не определившуюся в жизни" молодежь, идем воевать противника. Кровь, стоны, слава и подсчет заработанных очков - все почти как в жизни.
Тем не менее, обвинить детище JoWooD в "стопроцентном клонировании" нельзя. Если ассоциировать Settlers 4 с пресловутой овечкой Долли и представить The Nations в виде ее удачного клона, то получится несомненно овца… С красивой 32-битной шкуркой, анимированными ушами, шестью ногами, синдромом "медленного газа" и доброй-доброй беззубой улыбкой во весь свой овечий рот. Говоря проще, здесь есть полноценный вагон и маленькая дрезинка оригинальных фич, выгодно выделяющих игру из общей массы штампованных клонов (хотя клонирование "Сеттлеров", в общем-то, редкий случай). Перечислять все новации смысла не имеет, поэтому обратим внимание лишь на пару действительно интересных "нововведений".
Пиком и апогеем дизайнерской мысли является боевая система - такого, уверяю, вы еще не видели. Никаких долгостроящихся армий, никакого тактического и ресурсозависимого элемента, никакого Warcraft с его принципом "настроил побольше и всех затоптал". Все оригинальное, учит нас The Nations, просто. Строится одно единственное здание - комфортабельный замок для странствующего рыцаря. Как только апартаменты готовы, на вакантное место начинают ломиться претенденты. Тщательно читайте резюме, в нем указан ежедневный оклад, подъемные, а также состав личной свиты, по совместительству "армии" (в среднем 4-5 юнитов). Управлять непосредственно можно только самим "лыцарем" - все остальные входящие в отряд воины тупо продублируют отданный приказ. Такая организация, разумеется, требует тщательного подхода к любой военной операции. Юнитов мало, оборона врага крепка, а деньги на прокорм лоботрясничающего рыцаря, увы, имеют свойство заканчиваться. Самым разумным действием в этом свете будет отправка имеющихся мобильных частей (в смысле, рыцаря и его команды) на разгром неприятельской обороны. Затем похороны погибших за свой счет, наем очередных волонтеров, отправка в стан врага, и так до тех пор, пока нечем будет платить скаредным рекрутам, или не будет разгромлен в пух и прах вражеский дворец. Оригинально, но смертельно скучно.
В отличие от уже не раз помянутых Settlers, население в The Nations появляется вполне естественным, Минздравом рекомендованным путем. Поженились, ночь провели вместе, а с утра уже младенцы по улице скачут. Тут всплывает еще один очень важный для осознания самобытности игры факт. Любой юнит является личностью. У него есть имя, собственная морда лица, настроение и несколько стандартных параметров, таких, например, как показатель жизни. При желании можно узнать, чем он занимается в данный момент, какое у него настроение, что его сегодня порадовало или расстроило.
И еще. Не знаю, стоит ли относить это к новинкам, но в The Nations отличная фоновая музыка. Современная, динамичная и совсем не напрягающая. Наверное, это лучший саундтрек, слышанный мной после Call To Power 2. В рамках жанра - действительно редкость.
Шашлык из барашка - 100 грамм, 80 руб.
Первый же взгляд на игровой движок вызывает фонтанирующий приступ дежа-вю. Сходство с Settlers 4 потрясающее. На днях прогуливался мимо офиса компании Blue Byte (разработчики "Сеттлеров") и видел на стене надпись - "Утерян жесткий диск с исходниками Settlers 4. Нашедшего просьба вернуть за солидное вознаграждение". Думаю, после выхода в тираж The Nations хард непременно найдется…
Налицо образец так называемого "умного клонирования", когда исходный объект чистят, полируют, местами наводят красоту, а местами наоборот уродуют, дабы избежать судебного иска за плагиат. В нашем случае положительные отличия носят чисто косметический характер. Во-первых, это анимированные и тщательно прорисованные здания. Здесь копия определенно превзошла оригинал. Во-вторых, палитра, без всякого сомнения взятая из Settlers 4, но дополненная и улучшенная до твердой шестерки по пятибалльной системе. В-третьих, юниты, на чью анимацию и отрисовку совершенно точно было потрачено чудовищное количество трудодней. Ну и, в-четвертых, - "антиалиазинг". Впервые аппаратная реализация спрайтового сглаживания появилась… угадайте где? Правильно! В Settlers 4… Ребята из JoWooD оценили, "просекли фишку" и на всякий случай сделали еще круче. Теперь камера может спокойно улететь под облака или залезть прямо в бюстгальтер зазевавшейся дриаде.
Неприятной особенностью движка The Nations является его дурацкая псевдо-трехмерность. Она вроде как есть - отчетливо видны небольшие холмики и впадины, невооруженным глазом различимы склоны и спуски… Только вот при начале строительства куда-то это все резко исчезает. Раз, и нет никакой трехмерности, строим на склоне холма как на плоском асфальте. Неестественно и некрасиво. Кроме того, почему-то нельзя поворачивать камеру вокруг игрового поля. В таких спартанских условиях соорудить действительно большой и густонаселенный город весьма и весьма затруднительно, так как потеря одного или даже целого десятка юнитов становится просто вопросом времени (встанут, бездельники, где-нибудь за сараем, и давай баклуши бить).
Ну и самое главное, так сказать, контрольный выстрел в голову, - тормоза и глюки. "Тише едешь, дальше будешь", - утверждают программисты из JoWooD, и, как бы соглашаясь с ними, отчаянно тарахтит мой доселе бесшумный винт. Что самое забавное, скорость движка никак не зависит от частоты процессора, крутости видеоплаты и пропускной способности дисковой подсистемы. Подергивания и задумчивые подвисания будут преследовать как владельцев бюджетных "целеронов", так и обеспеченных собственников Athlon 1000 Мгц. Перед движком The Nations все равны…
Дурная наследственность
Игра откровенно неинтересна. Несмотря на неплохую графику, отличную музыку и местами оригинальный игровой процесс. Виной тому отчасти являются жуткие тормоза, убивающие и без того неторопливый и плохо продуманный геймплей. Ко всему прочему, на небосводе все еще сияет звезда Settlers 4, в чьей тени суждено находиться всем рожденным позже клонам, если, конечно, они не вышли из недр Blue Byte.
Тем не менее, The Nations вполне можно рекомендовать в качестве ознакомительного пособия господам, не знакомым с сериалом Settlers, или же тем, кто волею судеб готов причислить себя к отряду фанатеющих от "Затерянных земель" и "Океанов Эльфов". Так вам, собственно, и надо…