Светлая тема

Рецензия на игру NBA 2K12

Если принять на веру известное выражение «стабильность – признак класса», то NBA может по праву собой гордиться. FIFA все еще чуть-чуть не дотягивает до высшего уровня, Pro Evolution Soccer бесславно с него свалилась, а баскетбол от 2K по-прежнему уверенно держит марку лучшего спорта на РС и в ус не дует. Единственный вызов серия бросает себе сама: как не пасть жертвой умиротворенности?

«Для тех, кому за…»

Это «жжж» неспроста – на фоне предшественницы NBA 2K12 выглядит занудным консерватором, бесконечно далеким от кардинальных перемен. Разработчики словно взяли творческий отпуск и вместо выдумывания оригинальных ходов отправились пересматривать матчи культовых баскетболистов. Поэтому и главное нововведение у них — родом из времен «холодной войны» и монохромных телевизоров.

Visual Concepts удивительным образом превращает одну из самых прогрессивных спортивных серий в самую ностальгическую. Прошлогодним бенефисом Майкла Джордана она прощупывала почву, и результаты оказались более чем убедительными, так что новая часть собрала настоящее «созвездие» из четырнадцати заслуженных игроков разных эпох. Ларри Бёрд, Скотти Пиппен, Билл Расселл, Оскар Робертсон – от таких имен у болельщиков со стажем дух захватывает. В режиме NBA’s Greatest каждому посвящено отдельное шоу.

Авторы не стали сильно раздувать затею – никаких масштабных исторических экскурсов, как у Джордана год назад. Одной «легенде» – один матч, но обставленный так, что другая коллекция воспоминаний, UEFA Champions League 2006-2007, зеленеет от зависти. «L.A. Lakers vs Boston Celtics (1965)» не просто звучная вывеска — целая репродукция. Экран окрашен в черно-белые тона и закруглен по краям, секунды отсчитывают старомодные часы с цифрами из крупных пикселей, команды одеты в форму привычного для 60-х фасона, а многим спортсменам подобраны их тогдашние фотографии. Самобытны и остальные встречи – хоть сорока-, хоть пятнадцатилетней давности. И только комментаторы немного смазывают образ нескончаемой ретроспективой. Впрочем, слушать их все равно интересно: они проводят параллели между Ларри Бёрдом и Дирком Новицки, рассказывают про феноменальные рекорды Карима Абдул-Джаббара и рассуждают о месте Уилта Чемберлена в истории баскетбола.

Однако на декорациях Visual Concepts не остановилась — максимально аутентичны и сами игры. Тем, кто стабильно побеждал в NBA благодаря трехочковым, сезон 70/71 подкинет сюрприз: про такие броски слыхом не слыхивали, да и разметка на паркете их не предполагает. Вздумали нарушить правила в центре площадки – судья без промедления назначит штрафной вместо вбрасывания из-за боковой. Ничуть не облегчают жизнь и баскетболисты. В поздних 80-х выпендреж, похоже, был стилем: один пять секунд заносит мяч над головой, второй любит все делать одной рукой, третий вообще бросает без прыжка (я так и не приноровился к технике Мэджика Джонсона). Запомнить трудно, но впечатлений — масса.

Ты узнаешь ее

Если исключить из проекта NBA’s Greatest, останется NBA 2K11 с маленькими изменениями. Причем геймплею перепали далеко не самые жирные из них. Прежде всего, разработчики опять расширили контроль над спортсменами: теперь можно выбирать, какой рукой отправлять мяч в корзину. ИИ стал внимательнее действовать в обороне, не позволяя слишком уж беззаботно бегать под его кольцом (хотя в режиме My Player это не очень-то мешает штамповать очки). Есть и мини-новшества вроде выделения зон, откуда шанс забросить мяч особенно велик, и индикаторов настроения (например, пиктограмма огня означает, что игрок поймал кураж). Тем не менее, поклонники предыдущей части почувствуют себя тут как рыба в воде.

Куда больше неожиданностей спрятано в знакомых режимах – The Association и My Player. Первый выбрался из офлайна на просторы Сети: ищите 29 друзей, берите по команде – и если не устанете от традиционных технических изъянов, то здорово повеселитесь. My Player до Интернета еще почему-то не дорос, зато стартует не так неторопливо, как в прошлый раз — перед драфтом надо провести лишь один матч. После этого вас пригласят на собеседование представители сразу трех команд. Перспектива начать сезон в Indiana Pacers душу не греет? Пошлите подальше мужчину в пиджаке (в ином случае лучше поведать, что вы с детства болеете за клуб и наверняка выведете его на следующий уровень). Также по ходу карьеры можно тратить зарплату на благотворительность и открывать на пару с другими звездами тренировочные центры, а главной целью режима стало попадание в Зал славы (для чего нужно выполнить не менее десятка сумасшедших условий). Когда надоест растить собственноручно сделанного игрока, загляните в Creating a Legend – там то же самое, но про действующих спортсменов.

Несмотря ни на что, NBA 2K12 очень похожа на предшественницу, и это не всегда плюс. По наследству ей досталась пышная, красочная и живая постановка, а вместе с ней – и медлительность. Встречи разбухают от статистических сводок, анонсов, видеовставок, и даже на их пропуск уходит уйма времени. Кроме того, проекту не повредил бы косметический ремонт: графика уже не так свежа, на некоторые лица после Rugby Challenge и FIFA 12 больно смотреть. Да и комментаторам встряска не помешает – повторов удручающе много, хотя это по-прежнему лучшая работа в жанре.

* * *

NBA от 2K пока тоже лучшая. Она создала себе солидное преимущество перед остальными видами спорта, и чтобы его растранжирить, одного года отдыха от революционных изменений и нововведений будет мало. А в том, что NBA 2K13 чем-нибудь таким приятно удивит, сомнений быть не должно.