- Главная/
- Игры/
- NBA Basketball 2000/
- Рецензия
Странные дела нынче творятся. Особенно этой осенью. Баскетбольная лихорадка охватывает все большее и большее число игроделов. Народной американской игрой занялись все кому не лень, даже Microsoft спешит выпустить в свет свою поделку на эту тему. Лучше бы они разобрались с глюками в других своих игрушках, с Windows вот например... Ой, извините, что-то я отвлекся, наверное, музыкой навеяло. Так вот, не будем больше упоминать всуе Б.Гейтса и Co, а обратим наши взоры на новое творение компании FOX Interactive - NBA Basketball 2000.
По стандарту
Итак, "Лисы" (а именно так, если вы не в курсе, переводится название
компании-издателя) решили освежить свой ассортимент одним из самых
популярных видов спорта - баскетболом. Похвальное желание, ничего не
скажешь. Еще более похвален серьезный подход FOXовцев к этой задаче.
Например, договоренность с Национальной Баскетбольной Ассоциацией
(сокращенно NBA) по использованию их материалов и символики. Здесь,
правда, стоит немного задержаться. Славящиеся своими деловыми качествами
американцы сделали довольно интересный шаг: они стали продавать права на
использование своей атрибутики всем заинтересованным в их покупке
создателям игр. Вроде бы ничего выдающегося здесь нет, но именно
благодаря этому поступку мы избавились от фактической монополии EA Sports
на баскетбольные игры. Всего в этом сезоне, кстати, вышли три заметных
симулятора NBA, из которых EA'шный вариант был самым последним. Не в
плане качества, а в плане сроков. И, как это обычно бывает, при усилении
конкурентной борьбы между производителями заметно повысилось качество их
творений.
Перейдем непосредственно к игре и начнем с описания возможностей NBA
Basketball 2000. Само название обязывает заметить, что главными ее
действующими персонажами являются игроки NBA, которые вдесятером гоняются
по специальной площадке за оранжевым мячиком с целью заколотить его в
одно из двух специально установленных колец... ну, или помешать этому.
Ладно, оставив шутки и перечислим лучше некоторые цифры, которыми хотят
нас порадовать производители игры: с лицензии NBA в игру включены 33
баскетбольные команды, включая 'AllStar',
а всего за них "заиграно" около 340 игроков.
Вообще, в жанре командных спортивных симуляторов определился ряд
негласных правил, которые пытаются соблюдать все разработчики (если,
конечно, они рассчитывают на хоть какое-то внимание геймеров). Такими
типовыми особенностями являются использование реальных фотографий
игроков, реалистичные стадионы и спортивная атрибутика (экипировка,
рекламные щиты и т.д.). Абсолютно все серьезные игроделы сейчас
используют технологию захвата реальных движений 'motion capture'. Таким
же обязательным признаком приличного симулятора является присутствие
одного, а то и нескольких комментаторов (наподобие телевизионных). Особо
останавливаться на этих возможностях я не буду - все это реализовано в
NBA Basketball 2000 без каких-то революционных прорывов, хотя и на
довольно высоком уровне.
Красиво, но...
Намного интереснее посмотреть на сам игровой процесс и его оформление. На
выбор предлагаются три варианта игры. Это обычная тренировка, в которой
вы управляете одним единственным баскетболистом, бегающим по
асфальтированной площадке (кстати, довольно колоритной). Разумеется,
можно играть в обычном сезоне NBA, причем дозволяется выбрать количество
матчей в сезоне (12, 28, 56 или 82). Третьим вариантом являются игры
PlayOff - также четыре разновидности, в зависимости от количества команд.
Неплохо реализованы функции статистики - она ведется как по клубам в
целом, так и по каждому конкретному игроку, в зависимости от действий в
каждом матче. Кроме противостояния с компьютером, можно поиграть и с
живыми соперниками, используя компьютерные сети на базе IPX или TCP/IP.
Довольно неприятно то, что создатели игры не посчитали нужным включить
возможность игры через модем - это потенциально отсечет немалую часть
любителей multiplayer-игр...
Нельзя не сказать пару слов о игровой графике и анимации. Реализация в
целом довольно красива. Помимо почти фотографической точности прорисовки
баскетболистов, к чему мы уже вполне успели привыкнуть по более ранним
играм, FOX'овцы добавили в игру массу симпатичных баскетбольных приемов.
К примеру, забивания мяча в кольцо сверху, стоя к нему спиной. Также в
игре есть около сотни анимационных сценок, таких как отмечание забитых
мячей, разговоров между игроками и прочих. Такая вещь как освещение тоже
не портит картину: помимо теней, на полированном паркете видны отражения
как игроков, так и других объектов, вроде освещающих площадку
светильников (!). Интересно воспроизведена обстановка вокруг площадки: на
краях ее можно увидеть судейские компьютеры (правда, без признаков жизни
возле них), а рекламные щиты весьма правдоподобно прокручивают
немаленькое количество баннеров.
Впечатление от недурной, в целом, графики сильно портится при взгляде на
трибуны. Создается четкое впечатление, что все зрители вырезаны из
раскрашенного и отлакированного картона. Ко всему прочему, все эти
плоские персонажи наклонены под углом около 45 градусов. Для большей
реалистичности, наверное... При виде с некоторых камер создается четкое
впечатление, что по трибунам проехали огромной скалкой - так ровнехонько
намазаны на нее болельщики. Особую пикантность этому душераздирающему
зрелищу придает то, что даже в таком состоянии несчастные умудряются
шевелить руками. Периодически при движениях камеры создается впечатление,
что сейчас мы посмотрим на оборотную сторону картонных болельщиков.
А вот и он - больной зуб
Вот, кстати, мы и добрались до такой любопытной темы, как глюки в
игрушке. Нельзя сказать, что их жутко много и они уж очень бросаются в
глаза, но мимо некоторых пройти ну совсем никак нельзя. Вот, например,
при тренировочной игре можно занять такую позицию под щитом, что мяч
будет проходить сквозь него. Прихрамывают расчеты движений и графики:
изредка, в некоторых моментах (например, при повторах), игроки становятся
как бы двухмерными. То есть создается впечатление их плоскости, причем
нередко - с 'обгрызенными' краями фигуры или
лица. Справедливости ради надо сказать, что такие моменты происходят
весьма редко, но достаточно регулярно, в каждом матче. Ну а самый
непонятный момент происходит четко в начале каждой четверти игры. Как
известно, в реальном баскетболе в этот момент на площадке появляется
судья, который подкидывает мячик высоко вверх. Какой игрок его первым
заберет, тот и выиграл право первой атаки. Все это в нашей игре есть, за
исключением самой мелочи, точнее - судей. Так что, когда команды выходят
на площадку, мячик просто... висит в воздухе, прямо в центральном круге.
При розыгрыше он подлетает вверх сам, очевидно, под действием
таинственных антигравитационных сил.
Бывает и хуже
Ну их к лешему, эти глюки. В любой игре самое главное - ее играбельность. Увы, но эта тема плавно продолжает предыдущую. Самое слабое место игры - это ее AI, а по-русски - 'исскуственный разум'. Несмотря на три уровня сложности, происходящее на площадке к реальным баскетбольным действиям имеет не самое близкое отношение. Так, к примеру, на любом уровне большинство голов вы можете забить исключительно сольными проходами через все поле, обыгрывая при этом любое количество соперников. Правда, на самом сложном (AllStar) уровне эти проходы совершать немного сложнее, но тут можно и пас изредка отдать. Впрочем, эта обидная особенность не делает каждый матч легкой прогулкой: компьютер также с легкостью забивает вам мячи - практически любой его бросок из 2х-очковой зоны достигает вашей корзины. Изредка правда, удается эти броски накрывать, но из-за странных особенностей управления (в частности - переключения игроков), занять нужную позицию совсем непросто. Компьютер часто разыгрывает хитроумнейшие комбинации накоротке, противостоять которым почти всегда приходится фолами. Чистые перехваты мяча со стороны человека вообще штука довольно редкая, я бы даже сказал - исключительная. Не стоит, однако, расстраиваться. В однозначный плюс игре можно записать то, что все недоделки ее интеллекта находятся в довольно тонком балансе - не давая ощутимых преимуществ ни той, ни другой стороне. Таким образом, в каждом матче сохраняется смысл и интрига...Взгляд в будущее
Что можно сказать напоследок... В лице NBA Basketball 2000 мы имеем дело с добротно сделанной игрой, в которой присутствуют как множество интересных возможностей, так и немалое число странностей. Любителям баскетбольных игр однозначно стоит обратить на нее свое внимание, но во вторую очередь после EASports'овской NBA Live 2000, обзор которой появится на AG в скором времени.