Светлая тема

Рецензия на игру NBA Live 2000

NBA Live 2000 стал, наверное, последним баскетбольным симулятором, вышедшим в свет до нового, 2000-го года. Старый же 99-ый наверняка запомнится в истории баскетбольного жанра выходом небывалого количества игр серии NBA. Правда, любопытно взглянуть на историю? Давным-давно фирма EASports, этот монстр игрового мира, получила эксклюзивную лицензию у NBA на производство баскетбольных симуляторов. Дело у них пошло великолепно: до сих пор по качеству своего воплощения баскетбольные игры являются, похоже, самыми удачными из всей EASports'овской линейки спортивных симов. Кроме того, электроники настолько прочно застолбили себе баскетбольный рынок, что желающих поконкурировать на нем практически не находилось. И тут совсем недавно мы стали свидетелями диаметрально противоположной ситуации. Получив соответствующие права, на рынке появились новые персонажи: межпланетарная корпорация Microsoft и небольшая, но достаточно известная компания FOX Sports, специализирующаяся исключительно на спортивных играх. Без всякой застенчивости они выпустили свои NBA-игры первыми, поставив EA'шников в положение догоняющих. Дополнительные трудности появились у EASports еще и потому, что конкуренты взяли из предыдущих серий NBA Live самые вкусные идеи как в графической части (motion capture и фотографичность персонажей), так и в области компьютерного интеллекта (AI). Короче говоря, EASports обязаны были выпустить что-то особенное, ярко выделяющееся на фоне совсем неслабых соперников. И, забегая вперед, скажу, что NBA Live 2000 стала именно такой игрой.

Театр начинается с вешалки,..

...а любая игра - с заставки и главного меню. В начале нас ждет заставочный видеоролик, скомпонованный из моментов настоящего NBA под бодрящую музыкальную композицию. Что там говорить, сделан он симпатично, хотя и немного задерган из-за чересчур частой смены составляющих его телевизионных фрагментов. После нескольких экранов предварительной информации (реклама Национальной Баскетбольной Ассоциации и входящих в нее клубов) мы попадаем в главное меню. Как и в предыдущей серии, оно позволяет напрямую попасть в любой из режимов игры, попутно выбрав все необходимые параметры. Если сравнить удобство интерфейса NBA99 и NBA2000, то последний заметно выигрывает. Здесь менюшки сделаны более стильно, не раздражающе для глаз (исчезла ненужная пестрота), а самое главное - прекратилось подтормаживание при смене экранов, чем сильно грешил NBA99.

Выбирай или не поиграешь!

Итак, в NBA Live 2000 нам предлагаются следующие режимы игры: из уже знакомых остались товарищеские матчи (Exhibition game), матчи регулярного сезона и Playoff. Из NBA99 в следующую серию также перекочевали соревнования на точность 3х-очковых бросков и тренировочный режим на асфальтированной площадке. Помимо вышеперечисленного, EASports'овцы добавили несколько новых и весьма интересных состязаний. Весьма любопытным выглядит режим 'Franchise', представляющий постепенные изменения показателей игроков в зависимости от их игры в течение всего сезона. Появился режим игры один на один, где друг другу противостоят всего двое игроков. Игра идет на тренировочной площадке в одно кольцо (типа стритбола). Кроме всего этого, остался привычный многопользовательский режим, позволяющий проводить сетевые игры по модему, локальной сети или Интернету.

Как уже было сказано выше, для каждого из этих режимов в главном меню можно подобрать параметры. То есть выбрать уровень игры (Rookie, Starter, All-star и Superstar), продолжительность таймов (от 2х до 12 минут), а также стиль игры, аркадный или симуляционный.

Кто на новенького?

Приблизительно разобрав режимы игры, перейдем к обзору новинок, появившихся в NBA 2000. В принципе, по сравнению с NBA99 выдающихся изменений не слишком много. Зато все они пошли игре на пользу, что не всегда бывало в других проектах EASports, например, FIFA2000.

Самым громким событием стало, пожалуй, возвращение в NBA Майкла Джордана. К сожалению, этот величайший баскетболист уже вряд ли появится в реальной лиге, но, благодаря EA, мы снова сможем наслаждаться его игрой в чемпионате виртуальном. Короче говоря, Джордан дал согласие на свое появление в NBA Live. С его появлением связали и новый игровой режим - 'Michael Jordan in 1-on-1'. По сути дела, это продвинутая тренировка: игра в одно кольцо по стритбольным правилам. Изюминкой же американцы считают возможность игры за или против "Летучего Майкла". Впрочем, выбрать можно абсолютно любых баскетболистов, и не обязательно из NBA сезона 1999/2000. Это я вас плавно подвожу к следующей новости: помимо привычных all-stars команд, в игре появились сборные, собранные из звезд предыдущих десятилетий. Вполне реально, например, устроить матч между All-star 90-х годов и командой выдающихся игроков 60-х.

А вот самым долгожданным событием стоит считать появление главного судьи. В NBA99 или NBA Basketball 2000, например, судьи на поле не было видно вообще. Судил игру и подавал мячи не иначе как человек-невидимка, ну или это было действие каких-то потусторонних сил (при вбрасывании в начале игры мяч подлетал в воздух сам по себе). В NBA Live 2000 эту проблему решили кардинально: теперь на площадке есть арбитр, причем с повадками своих реальных коллег. Он и мячики подает, и бегает зигзагами, словом - все как у людей...

Тем, кому не хватает стимула в обычном баскетбольном сезоне, стоит попробовать себя в привиллегированном режиме (franchise). Он позволяет участвовать в более реалистичном чемпионате (до 25 сезонов подряд). Основная вкусность этого режима заключается в исполнении функций менеджера: покупке свободных агентов, участии в драфт-лотерее, манипуляции переходами игроков, их зарплатами и прочих подобных вещах. В течение сезонов игроки меняют свои показатели - сила стариков постепенно уменьшается, молодые набирают опыт и т.д.

Еще одним заметным приобретением NBA Live стали статистические выкладки. Игра просто поражает обилием статистики, подсчитывая все возможное как в конкретных матчах (включая результаты в перерывах), так и суммарные данные по клубам и конкретным игрокам, в зависимости от количества сыгранных матчей/сезонов...

В общих чертах

Мне кажется, нет смысла долго и нудно обсуждать графику NBA2000. Самая графически совершенная серия EASports'ов стала еще краше. Отдельные моменты в повторах вполне тянут на реальную видеозапись, а игра в целом вызывает приятные ощущения от реалистичности. Помимо графики появились весьма симпатичные добавления в заставках: при представлении игроков перед матчами нам прокручивают целое лазерное шоу. Не буду трогать комментаторов, так как реал-таймовый комментарий уже давно из явления удивительного превратился в обыденность. Болельщики - другая "привычность" для спортивных игр, и разработчики внесли свой вклад в издевательство над ними. Нет, в любом случае фанаты на трибунах смотрятся намного симпатичнее, чем у конкурентов. Но все равно, стоит взглянуть на все это дело немного под углом, как становится видна абсолютная плоскость. Хорошо еще, что не размазали болельщиков по трибунам, как в NBA от FOX Sports. Баскетболисты, сидящие на скамейке запасных, при смене ракурса кажутся сложенными по контурам сидений, как будто их вырезали из бумаги. В остальном же виртуальные трибуны смотрятся вполне реалистично.

Хочется сказать пару слов и о музыкальном сопровождении игры. По моему скромному мнению, музыка в Live 2000 самая удачная среди всех предыдущих серий. И не беда, что это один сплошной рэп - чего еще можно ожидать от самой афро-американской баскетбольной лиги на планете? Приятно, что все композиции сделаны очень стильно и отлично вписываются в общую картину игры.

Блошиный рынок

Немного разобравшись в плюсах игры, поговорим и о ее недостатках. Их, как и следовало ожидать от такой обширной игры, набирается не так уж и мало. Впрочем, нельзя сказать, что и слишком много - позитивные качества так ощутимо превосходствуют над минусами, что эти самые минусы впечатления почти не портят, подтверждая старое правило об отсутствии безошибочных программ. Итак, мои негативные впечатления от NBA Live 2000.

Начнем, пожалуй, с AI. Разработчики пролили в его адрес целое море восхвалений. В основном они относились к командной игре компьютера. К примеру, обещали активную систему обороны, когда каждый CPU-игрок самостоятельно действует на площадке в зависимости от ситуации вокруг. Если считать, что активная беготня за вашими игроками во время ввода мяча из-за боковой линии и есть такая оборона, то обещание выполнено. Если же так не считать, то складывается впечатление, что со времени NBA99 компьютер совершенно не поумнел. Ну разве что совсем чуть-чуть. Немного лучше обстоит дело с действиями CPU в атаке - они стали разнообразнее за счет добавления новых симпатичных комбинаций.

Нельзя не сказать о совершенно феноменальной нереалистичности при бросках 'в полете'. Наш любимый Михаил Джордан в своем коронном прыжке зависает в воздухе аж на три секунды, да при этом взлетая так высоко, что корзина оказывается на уровне его пояса! И ладно бы только Джордан, ему это простительно, но сей парапланеризм свойственен практически всем игрокам NBA Live, независимо от их роста и прыгучести. Те же антигравитационные качества сохраняются у игроков и во время блокшотов. Малорослые баскетболисты без проблем 'накрывают' своих долговязых соперников.

Как думаете, покидаться камнями в играбельность NBA Live? Она, безусловно, очень высока, но без недочетов, как водится, не обошлось. В основном проколы существуют при игре на серьезных уровнях. Например, на уровне Superstar 3х-очковые броски зачастую приносят успех чаще, чем броски из-под кольца или с небольших расстояний. Компьютер часто и эффектно забирает подборы под вашим щитом, но тут же нелепо мажет из создавшейся выигрышной ситуации. И так - несколько раз подряд :-) В игре один-на-один мне удалось найти пару глюков, которые позволяют выигрывать практически в любой ситуации. Короче, авторам есть еще над чем поработать...

FINISH

Безусловно, NBA Live 2000 - весьма удачно усовершенствованный вариант NBA Live 99. Игра не без недосмотров, но очень красивая и интересная. Однозначно лучший выбор для любителя виртуального баскетбола как минимум на ближайшие 4-5 месяцев... До выхода еще чего-нибудь с приставкой 2001.