Светлая тема

Рецензия на игру Neuro Hunter

Neuro Hunter вышла без PR-шума, тихо расползлась по европейским магазинам и сразу затерялась в отделах уцененных товаров среди прошлогодних блокбастеров. Западные игроки проходят мимо черной с зеленым коробки, не обращая внимания на самопровозглашенную родственницу System Shock и Arx Fatalis. И при этом, увы, ничего не теряют.

Электронный почтальон

Поначалу Neuro Hunter вызывает настороженный интерес. Рассказ о взломщике, которого наняла, а потом подставила некая корпорация, не пахнет оригинальностью, но и из такого теста может получиться аппетитный пирог. Тем более что мир — подходящий. Герой игры оказался замурован в огромном подземном комплексе, где живут зеки, биологи, шахтеры и жуткие мутанты, а правит ими злобный гений по кличке Хакер. Когда-то его тоже обманули, услав на самоубийственное задание, однако он выжил, освоился, подчинил местных обитателей и теперь жаждет отомстить. И, поскольку единственная дорога на поверхность пролегает через его владения, нашему протеже волей-неволей придется спасти подземелья (а там, глядишь, и всю планету) от очередной порции ужасов.

Кулинаров из украинской Media Art подвела начинка. У добротной RPG есть три гарантированных плюса — сюжет, персонажи и квесты. Уровень за уровнем приближаясь к убежищу злодея, мы общаемся с неуничтожимыми NPC, отправляем в небытие сотни монстров, но история топчется на месте, не желая поддерживать интригу. В System Shock за саспенс отвечала виртуальная дамочка SHODAN, регулярно втыкавшая новые палки в колеса. В Neuro Hunter главный редиска не дает о себе знать до последней четверти действа, а его вмешательство в дела игрока ограничивается нелепыми угрозами по рации.

Остальным также плевать на тонкие сценарные материи. Пластиковые актеры Neuro Hunter наматывают круги по скромно обставленным коридорам и залам, имитируя жизнь. Некоторые вообще приклеены к полу. Они неплохо выглядят, хорошо жестикулируют и отличаются друг от друга, но не в силах преступить грань, отделяющую персонажа от обыкновенного болванчика, — не позволяют пресные диалоги и тоскливые квесты, почти поголовно относящиеся к категории «сходи да принеси». Поварихе Нине из вечно пустой шахтерской столовой захотелось дистиллированной водички, другому позарез нужны два флакона грибной настойки, а третий непременно «стукнет» пахану зоны, если мы не отсыплем ему «дьявольской соли». Образцы неизвестных науке мутантов, четыре фрагмента священного амулета (здравствуй, бессмертное клише!), секретные военные документы, бронежилеты, запчасти от различных устройств — малая часть того, что доставляет адресатам наш почтальон.

Чем дальше в лес, тем активнее нас гоняют по уже свободным от кошмарных зверушек зонам в поисках предметов. Отвертеться от поручений нельзя — многие из них прочно завязаны на сценарий, а в беседах зачастую встречается один вариант ответа. Чтобы пересчитать случаи с альтернативным способом решения проблемы, достаточно пальцев обеих рук. Задумали вы предупредить бандитского главаря Бронски о грядущем бунте, но нет — он сыграл свою роль и потому будет низложен ударом трубы по башке. Не нравится? Мечтаете о морали и карме? Приберегите красноречие для повторного прохождения Fallout или Arcanum — там публику не водят на коротком поводке.

Порой и вовсе доходит до абсурда. Однажды тюремный доктор попросит раздобыть кусок тушки какого-нибудь животного. Тут же, у дверей лазарета, возникнет мисс Катрин, появляющаяся всякий раз, когда мы заходим в тупик, и предложит облегчить задачу. Таинственная девица пообещает поделиться подсказкой, если вы вернетесь на уровень выше и купите для нее каску. Герой согласится, но занервничает, словно чуя подвох. Зря! Он потеряет всего пять сотен долларов да четыре минуты жизни, одна половина которых уйдет на загрузку карты, другая — на пробежку по безлюдным катакомбам.

Тех, кто, презрев невзгоды, таки доберется до эпизода с отключением генератора, ждет FedEx-миссия галактического масштаба, включающая турне по предыдущим районам, перетаскивание кучи барахла и обмен шила на мыло. Причем без опасности для здоровья — к тому времени желающие насолить уже умрут.

Подземные приключения

Впрочем, даже если бы гады постоянно возрождались чудесным образом, Neuro Hunter не стала бы интереснее. Примитивная боевая система далека от шутерной динамики System Shock и Deus Ex. За что бы вы ни схватились — железную дубину, электрошокер, пневматический пробойник, бензопилу или нож, — в итоге все закончится вялым избиением неприятельской черепушки (точнее, окружающего ее невидимого куба). Несколько разновидностей арбалета и трехствольное ружье не помогают (слишком много шустрых тварей), а смертоносные лазерную и плазменную винтовки мы получаем под самый занавес шоу.

Кстати, советую сохранить плазмомет для финальной разборки, где придется укладывать меткими выстрелами в пупок (!) уродливых зомби, изрыгающих из брюха сполохи яркого спрайтового огня. Господин Корман, берите идею на заметку!

«Боевка» едва соприкасается с параметрами персонажа. Наносимый урон и надежность защиты зависят от того, что вы держите в потных ладошках и носите на горбу. Для чего же тогда «Конституция» и «Оружие»? Элементарно: первый определяет максимальную грузоподъемность и здоровье, второй — право использовать тот или иной «ствол».

«Воровство» в комментариях не нуждается, равно как и вы — в нем. Действительно стоящие вещи достаются честно, без риска угодить под огонь разъяренных секьюрити-ботов. Куда выгоднее красть информацию, вложив бонус-очки в «Кибернавык». Безопасность — стопроцентная, стараний — минимум: подошел к жертве, нажал кнопку «Х», выбрал интересующий документ и щелкнул мышью. О том, что именно делает хакер в то время, пока заполняется полоска, можно лишь догадываться. Не иначе, проникает силой мысли в чужие мозги.

«Кибернавык» влияет и на вероятность победы в незамысловатой RTS, символизирующей взлом охранной системы. Управляя горсткой схематичных «юнитов», летающих среди нагромождения TRON-образных конструкций, мы должны расстрелять всех противников, обезвредить сторожевые вышки и, наконец, захватить вражеские процессоры. Здесь требуется не столько тактика, сколько терпение, ведь ИИ отсутствует напрочь, а пушечного мяса в нашем отряде — хоть отбавляй.

Еще забава из той же оперы — аналог классического «Сапера», иногда всплывающий при вскрытии особо ценных контейнеров. Хотя намного чаще нам предлагают взять на вооружение метод тыка и угадать комбинацию из пяти символов. Тут пригодится «раскачанный» пункт «Взлом замков» (хлюпиков вежливо попросят уйти).

Самое ценное — «Сборка». Тонны никчемного добра, валяющегося в Neuro Hunter буквально на каждом углу, разбросаны неспроста — в хозяйстве сгодится любая мелочь, будь то крохотный шарикоподшипник, средство для мытья посуды, деревянные брусья или огромные мотки проволоки. Соберите побольше рецептов, как следует «воспитайте» умение, — и вот уже вы обеспечены целебной едой, броней, боеприпасами и новым оружием взамен сломанного. С первого взгляда на захламленный инвентарь ясно: этой «фишке» уделено основное внимание. Жаль, до кнопки «Упорядочить предметы» руки не дотянулись.

И не бойтесь — очков хватит. Те, кто потратил время на одноклеточные курьерские квесты и «зачистку» побочных областей вроде глубокой пещеры и зараженных коридоров на станции биологов, будут купаться в «экспе» и, возможно, заполнят пару-тройку «квадратиков» у бесполезной «Интуиции». Баланс? Товарищи, вы о чем?

Бессистемный шок

Автокарта позволяет делать пометки. Ни одна функция не осталась без «горячей» клавиши. «Кукла», удобный quicksave, блокнот, значки предметов, симпатичный экран статистики выполнены на твердую «четверку». Не раздражающий интерфейс — неоспоримое достоинство детища Media Art, отчасти компенсирующее скучный визуальный ряд. Да, зоопарк выглядит сносно (хотя художники частенько халтурят, подсовывая разноцветные модели одной и той же заразы), но комнаты…

Прямоугольные коробки, умоляющие наклеить на них еще с десяток текстур, кислотное освещение эпохи Quake 2 и кишащие пикселами «лайтмэпы» убивают зачатки мрачной атмосферы. Уныние подпитывают однообразные электронные трели. Их авторам не мешало бы поучиться у Александра Брэндона (Alexander Brandon) и Эндрю Сеги (Andrew Sega), прежде чем начинать разработку неизбежного, судя по заключительному ролику, сиквела.

А остальным сотрудникам студии рекомендую налечь на классику жанра. Список — в редакции.

P.S. Подташнивает при ходьбе? Стены давят? Виной тому микроскопический FOV — 45 градусов (у Unreal Tournament 2004 — 90)! Излечить недуг легко: откройте «Блокнотом» файл \Data\console.ini, найдите строчку «Video.Fov=45.000000» и впишите значение поприличнее. Например, 55.