Storm of Zehir стало для студии Obsidian Entertainment подопытным кроликом. Впервые официальное дополнение к Neverwinter Nights отошло так далеко от корней. Вместо одиночки с трагической судьбой — четверка персонажей прямиком из редактора. По глобальной карте в реальном времени бродят разбойники, чудовища и патрули, города добывают и продают сырье, а к золоту добавились квазиденьги «trade bars». Даже стольный град Невервинтер усох до единственного района — богемного Blacklake.
Неайсwind Dale
Пока Рыцарь-капитан из Neverwinter Nights 2 гуляет по Рашемену, к землям знойного Самарака, что на Чултанском полуострове, плывет купеческое судно, принадлежащее торговой компании леди Са'сани. На его борту — популярный писатель Воло и партия свежеиспеченных героев. Выбор товарищей не ограничен; более того, SoZ дарит еще две расы (Gray Orc и Yuan-ti Pureblood), базовый класс Swashbuckler, а также пару «престижей» — Hellfire Warlock и Doomguide. Для тех, кому лень разбрасывать числа, есть готовые приключенцы, причем необязательно первого уровня.
Классическое сочетание «воин, маг, священник и вор» как нельзя лучше подходит для путешествий по джунглям Чулта и — позже — Побережью мечей. Еще две ячейки можно заполнить, взяв с собой NPC. Чем шире ассортимент способностей, тем проще жить. Move Silently и Hide помогают скрываться от врагов, Survival — быстрее шагать, Spot — обнаруживать засады издалека, Search — искать достопримечательности и нычки с бонусами, разговорные умения — запугивать оппонентов перед битвой или вовсе уходить без единой царапины. В моем отряде эффективнее всех проявил себя друид Umoja. При столкновении с волками или медведями он начинал… беседу, используя навык «Wild Empathy». Потом в дело вступал опытный дипломат-церковник и заключал мировую с голодным зверьем.
Вот так теперь работает диалоговая система в Neverwinter Nights 2: набор доступных реплик зависит от того, чья физиономия выделена рамкой. Подобное решение едва ли обрадует тех, кто привык к «звездным» командам, где каждый спутник — независимая личность с предысторией и колоритным характером. Разве интересно разбираться с проблемами, когда знаешь, что один из подопечных непременно выдаст самый правильный вариант? Плюс, в отличие от Icewind Dale, запрещавшей менять состав партии, Storm of Zehir прощает ошибки. Для этого предназначена книга-реестр, лежащая у входа в любую таверну или торгпредство (их интерьеры многократно срисованы под копирку).
Mountless blade
Увлекшись написанием фраз на все случаи жизни, сценаристы проморгали повествование. Кораблекрушение у берегов Самарака и загадочная пропажа двух подчиненных леди Са'сани обещают неплохое детективное расследование. Увы, хронология дальнейших событий без труда умещается в три строки. Там, где Baldur's Gate или Icewind Dale завершили бы первую главу из пяти, Storm of Zehir машет ручкой и предлагает посмотреть финальное слайд-шоу. Главный негодяй со своими прихвостнями вообще стандартен настолько, что, кажется, хуже некуда.
Зато есть «песочница» со свободным геймплеем. Чултанский полуостров — этакая «обучающая миссия» перед изгнанием на Побережье мечей. Штаб-квартирой Са'сани становится Crossroad Keep — именно у этой крепости была остановлена армия Короля теней в NWN 2. Невервинтер и его окрестности до сих пор не пришли в чувство после той войны. Дабы восстановить экономику региона и усилить влияние фирмы, наша четверка открывает филиалы в разных городах и налаживает грузоперевозки (разумеется, за свой счет). Чем толще компания, тем больше агентское вознаграждение, которое выплачивают в «trade bars» — специальной валюте для расчетов между организациями.
При желании можно торговать самостоятельно, покупая шкуры, руду, древесину в пункте А и доставляя их в точку Б, где цена на эти материалы выше. Только смысла нет. Стычки с монстрами исправно снабжают звонкой монетой и дорогостоящими трофеями. Вкладываем средства в несколько маршрутов и… навеки забываем о нищете. Вперед, к настоящим опасностям, интересным квестам и огромным подземельям!
Тут Obsidian опрокидывает на нас ушат с холодной водой. Локации — крохотные, работодатели подсовывают сплошные «убей/принеси», уровень праздношатающихся противников намертво закреплен. Сравнения с Mount & Blade неуместны, ибо Storm of Zehir не выдерживает и легкого столкновения с турецкой RPG. О чем говорить, если здешний мирок дышит на ладан? Конечно, тягу к странствиям и стремление выяснить, что таит очередной заброшенный храм, не удушить пустотой и долгими загрузками микроскопических карт. Тем более что в колонках звучит великолепная музыка Роба Кинга (Rob King) и Стива Баки (Steve Baca), бессменных композиторов Heroes of Might & Magic. Впрочем, разработчики приложили немало стараний, чтобы курсор сам потянулся к кнопке «Retire», отправляющей героев на «пенсию».
So long, Neverwinter
По словам авторов, одна из ключевых целей, поставленных ими при создании Storm of Zehir, — показать народным умельцам, на что еще способен Electron Toolset. Могу их поздравить — техническая демо-версия вышла на славу. А вот игра — скука смертная.
Что же до будущего серии Neverwinter Nights, то оно скрыто пеплом пожаров. Через 11 лет после событий SoZ магическая катастрофа (на которую, кстати, намекают в побочном квесте) сотрет Невервинтер с лица Фаэруна. Правда, эта история — уже для проектов по четвертому своду правил Dungeons & Dragons…