Светлая тема

Рецензия на игру Neverwinter Nights: Hordes of the Underdark

Глубоко под знатным градом Waterdeep лежит сеть пещер, катакомб и напичканных ловушками лабиринтов, получившая название Undermountain. Ее создатель и единоличный хозяин — сумасшедший колдун Халастер. Вот уже несколько столетий старый безумец издевается над искателями сокровищ, забредающими в подземные чертоги, и поигрывает в бога с подневольными обитателями его темниц. Добрейший старикан, если не считать чрезмерной тяги к рифмоплетству.

Descent to underachievement

Давние поклонники компьютерных RPG хорошо знают этот район — именно в нем разворачивалось действие игры Descent to Undermountain, ставшей одним из самых неудачных проектов ролевого подразделения Interplay. Чудовищно неудобный интерфейс, кошмарная даже по меркам 1997 года графика, куцый сюжет и тонны программных ошибок сгубили очередной «dungeon crawl», оставив в памяти игроков целый букет неприятных ассоциаций со словом на букву «U».

BioWare здорово рисковала, выбрав это место в качестве отправной точки второго NWN-аддона, однако всё обошлось без эксцессов — обкатанный за полтора года движок, обросший сотнями всевозможных дополнений и модификаций, как нельзя лучше подходит для такого рода «экскурсий». К счастью, авторы решили не останавливаться на одном лишь Undermountain; в дальнейшей программе визита значатся хорошо знакомый по Baldur's Gate 2 Underdark, где проживает вспыльчивая эльфийская злодейка Valsharess, и Кания — восьмой круг местного Ада, славящийся экстремально низкими температурами. Задушевные беседы о смерти с иллитидами, бехолдерами, демиличем и драколичем (sic!) прилагаются.

Эпос

Подобно старшему брату, Shadows of Undrentide, Hordes of the Underdark добавляет массу новых локаций, монстров, престиж-классов, заклинаний, «фитов», умений (среди них — столь полезные в диалогах Bluff и Intimidate), два вида оружия (кнут и гномский боевой топор, не говоря уже о приставках вплоть до «+10»), а заодно меняет целый ряд ставших привычными правил. Добро пожаловать в первую эпическую кампанию, использующую D&D 3rd Edition! Планка, ограничивавшая развитие персонажей двадцатым уровнем, отныне закреплена на отметке «40» — даже истоптав «сингловую» часть HotU вдоль и поперек, вы не наберете столько опыта. Дизайнеры советуют «догоняться» до максимума в мультиплеере, но, увы, по злой иронии судьбы одиночная кампания второго аддона изобилует скриптами и «движковыми» роликами, напрочь ломающими совместное прохождение. Остается надеяться, что народные умельцы, неоднократно выпускавшие поистине сногсшибательные модули, порадуют высокоуровневых героев зубодробительными испытаниями.

В комплекте с эпическими классами поставляются соответствующие «перки». Большинство из них — те же самые «feats» из стандартного набора, получившие приставку «epic» и лошадиную инъекцию стероидов. Вниманию продвинутых магов предлагается набор «Automatic Quicken/Silent/Still Spell», любители превращений смогут почувствовать себя в шкуре дракона и различных видов големов, ракшас, слаадов и призрачной нечисти, а мастера боевых искусств по достоинству оценят «Devastating Critical», «Improved Whirlwind Attack» и «Epic Weapon Focus/Specialization». Требования у «фитов» высокие — кроме как минимум 21-го уровня необходимо наличие хорошо развитых параметров персонажа.

Подборка свежих престиж-классов оказалась вполне удачной; более того, разработчики кампании не поленились увязать их с сюжетом игры — ни один из напарников не является «чистым» персонажем. Воины и паладины мутируют в Champion of Torm или Weapon Master. Гномам открыта «профессия» Dwarven Defender. Нейтральные и злобные маги могут дослужиться до Pale Master, а Sorcerer или Bard — стать Red Dragon Disciple. Наконец, те, в чьем интеллектуальном багаже есть Alertness, доступ к заклинаниям третьего уровня и возможность перевоплощаться, являются потенциальными кандидатами на «должность» Shifter.

Финальная «изюминка» дополнения — возможность создавать полезные вещи: оружие, зелья, свитки и броню. В Temple of Elemental Evil, если помните, процесс начертания заклинаний и напитков лишал героя энного количества золота и «экспы». Авторы HotU обошлись с нами более гуманно — чтобы изготовить бутылочку, скажем, Potion of Barkskin, достаточно взять пустую склянку и применить на нее нужный спелл (при наличии соответствующего умения). Орудия убийства, прочие немагические предметы и волшебные палочки получаются из дерева, кожи, кости и металла; расходные материалы можно приобрести в лавках либо добыть самостоятельно, уничтожая бесхозные двери, мебель, сундуки и прочие элементы антуража, а также обрабатывая звериные тушки. Правда, в этом случае денежных затрат не избежать — готовый продукт ручной выделки обходится в 50% своей стоимости. Модникам и модницам рекомендуем обратить внимание на краску для железа и тканей — лучший способ обновить поднадоевшую цветовую гамму любимой кольчуги; специально для толстосумов работает кузнец, улучшающий потребительские качества колюще-режуще-рубящих предметов за весьма нескромную цену.

Стоит ли вышеописанная овчинка выделки? Скорее нет, чем да, поскольку все, что нужно для счастья, вы найдете в карманах поверженных врагов или у торговцев. Хотя модостроители, несомненно, будут рады — потенциал у т.н. «крафтинга» есть.

Три цвета

Но вернемся к кампании. Три ее главы настолько отличаются друг от друга по стилю дизайна, что кажется, будто над ними независимо работали три разные команды. Первая — классический «dungeon crawl» с линейными уровнями, простеньким сюжетом, полным отсутствием побочных квестов и головоломками средней степени тяжести. Встретился грубый недочет: по вине нерадивого скриптера одна из пазловин заставляет прибегнуть к методу «слепого тыка» — фонтан, демонстрирующий последовательность цветовых пятен, не делает паузу между показами, поэтому комбинация «желтый-желтый-желтый» благополучно сливается в единое целое.

Поскольку мы начинаем игру, будучи уже 15-го уровня (новые аватары автоматически получают 100000 с гаком единиц опыта), несложно заметить, что и враги стали заметно сильнее. Группы озлобленных дуэргаров, старый, но все еще опасный синий дракон, орды темных эльфов, балоры и вроки, работающие пушечным мясом… Враги не брезгуют убойной магией и временами демонстрируют «командный дух», подавая пример нашим спутникам. Последних теперь аж двое, однако ума у них, к сожалению, не прибавилось. Помощники частенько «забывают» атаковать супостатов во время важных баталий, телепортируются сквозь непроходимые препятствия и ухитряются погибать так, что игра продолжает считать их мертвыми и живыми одновременно. В последнем случае даже не пытайтесь тратить на напарника дорогостоящие свитки и посохи «of Resurrection»: досадный баг исчезает далеко не всегда, проще нажать «Load Game».

Глава вторая забрасывает протагониста в бедные антуражи Underdark, и тут настрой HotU радикально меняется. В блокноте появляется сонм простеньких, но не менее любопытных поручений, многие из которых так или иначе окажут влияние на мир и будут упомянуты в финальном Fallout-образном эпилоге. Как поступить с иллитидами — отдать им могущественный артефакт в обмен на помощь в борьбе с Valsharess или же прикончить супермозг, подарив заветную вещь предводительнице одного из кланов дроу? Освободите ли вы поселение беженцев от гнета вампиров или ограничитесь расправой над одной из мелких сошек? Опостылевшего «Федекса» нет и в помине — нас встречают гораздо более интересные загадки. Например, битва на импровизированной гладиаторской арене, где победитель получает в «подарок» трудноизлечимую заразу и слабеет после каждого раунда. Или познавательный культпоход в древние руины, расположенные под тоннелями бехолдеров, где магия вообще не действует, знакомство с расой разумных големов и возможность стать «полководцем на час». Только одно «но»: будьте аккуратны и не посещайте эльфийскую столицу без особой надобности — есть вероятность ненароком активировать триггер, ведущий к преждевременному переходу в главу номер три…

Деготь

…А там царит полная неразбериха. Прогулки в городской черте Кании особых нареканий не вызывают, однако стоит герою пройти через астральные врата в окружающий мир, как действо быстро возвращается в первоначальное состояние «а-ля черенок лопаты», а утомительные пазлы начинают следовать один за другим. Особой смекалки не требуется — прыжки по бесконечным островкам и платформам испытывают не интеллект, но терпение. Удручает и отсутствие «нормальных» магазинов на пути следования. Исключение составляет джинн-в-бутылке, однако его еще надобно отыскать. Проморгаете усатого торговца — будет худо: когда один из ключевых NPC потребует с вас астрономическую сумму денег за раскрытие ряда сюжетных тайн, вы не сможете предъявить в ответ ничего, кроме инвентаря, разбухшего от дорогостоящих предметов.

Зато финальная мизансцена с Главным Боссом удалась на славу. Зрелищный вступительный ролик, пять концовок на любой вкус, плюс удачно ввернутый психологический момент: от того, насколько активно протагонист принимал участие в беседах со своими спутниками, помогал им в разрешении внутренних проблем и крутил романы, зависит состав участников заключительной битвы. Считайте это тонким намеком.

Напоследок

Кое-что о мелочах. Наконец-то взору публики явились анимированные хвосты/ крылья монстров и полноценные магические мантии, развевающиеся во время ходьбы. Дополнительная музыка от специально приглашенной «звезды» Джереми Соула традиционно хороша, визуальные эффекты чуточку приелись, но все еще радуют глаз, а вот новомодный вид «от третьего лица» следует депортировать обратно в KotOR. Еще в readme.txt авторы честно предупреждают: включив «third-person», приготовьтесь нянчиться с камерой, наклоняя ее вниз при необходимости открыть находящийся под ногами сундук или выбрать персонажа, и не жалуйтесь на «заторможенную» реакцию виртуального оператора. Помучавшись таким образом полчаса, ваш корреспондент плюнул на возможность любоваться небом и вернулся к испытанному режиму «изометрия в три четверти».

По-прежнему в выгоде

Впечатление от одиночной кампании, испорченное злополучной третьей главой, возвращается на прежний уровень благодаря обилию дополнений к Aurora Toolset, расширяющих и без того огромное поле для фанатского творчества, и доступу к «эпическим» уровням, монстрам и умениям третьей редакции D&D. Мы знаем, что канадские дизайнеры способны на большее, однако довольны и этим, ибо в закромах сайта nwvault.ign.com нас уже ждут десятки отличных модулей…

P.S. Конфликт ресурсных 2da-файлов, мешавший владельцам Shadows of Undrentide наслаждаться сторонними модами, благополучно устранен. За что программистам BioWare отдельная благодарность.

P.P.S. Не так давно BioWare завершила конкурс на лучшее приключение, рассказывающее о том, что происходило с протагонистом в «перерыве» между аддонами. Победителей оказалось двое: некто Papermonk с «The Nether Scrolls» и «Shadohaunt» в исполнении гражданина Xxtayce. Настоятельно рекомендуем.