Светлая тема

Рецензия на игру New Star Soccer 3

Разработчики-одиночки всегда находятся в невыгодных условиях: ни крупного бюджета, ни сплоченного коллектива, ни рекламной поддержки. Лишь собственные возможности, среди которых далеко не последнее место занимает фантазия. Не секрет, что именно благодаря ей из-под пера вольных авторов порой выходят оригинальные проекты, удивляющие игроков не сногсшибательной графикой или закрученным сюжетом, а приятными и редкими идеями. Один из них — серия New Star Soccer, творение Саймона Рида (Simon Read).

Взросление Марадоны

Маленькое окошко с модифицированным Windows-интерфейсом составляет ровно половину New Star Soccer 3. В него упакована вся информация о нашем спортсмене, вступающем в большой спорт 17-летним юношей. Его можно сделать защитником, полузащитником или нападающим, правшой или левшой, поместить в центр или на фланги, отправить в любой приглянувшийся клуб (на уровнях сложности «Amateur» и «Pro») из 47 доступных чемпионатов. Хотя для пущей реалистичности начинать стоит на «Expert» — тяжело и действительно смахивает на воспитание настоящей суперзвезды. Там уже придется выбирать из тех команд низших дивизионов, которые предложат контракт. Названия, кстати, реальные, фамилии — почти реальные, только с измененными гласными.

Жизнь футболиста поделена на недели, а в качестве своего рода «action points» выступает энергия. Помимо матчей, в основном мы тратим ее на тренировки. 15 персональных характеристик разбросаны по группам: технические, физические, тактические и «скиллы». Первые три можно поднять простым нажатием на кнопку, «уплатив» 30% энергии (на «Expert»), либо непосредственно на поле, а вот с умениями все хитрее — для них предусмотрены отдельные мини-аркады. Например, желающие «прокачать» дриблинг будут выполнять на время слалом между стойками и убегать от защитников, а любители красивых стандартных положений — заколачивать мячи разными способами со штрафных и одиннадцатиметровых. Набор заданий внушительный, 30 штук на каждый параметр, однообразный и неоднородный по сложности. Скажем, «Shooting» и «Set Pieces» вырастают до «тридцатки» минут за 20, потому что лазейка вычисляется слишком быстро, а в других упражнениях застреваешь надолго.

Внутренний механизм игры, ее движущая сила — взаимоотношения. Игрок и тренер, игрок и товарищи по команде, игрок и болельщики, пресса, спонсоры, семья, друзья, подруга… Чтобы все эти связи функционировали, нам то и дело подсовывают дилеммы. Как поступить: пойти с компанией в бар или побыть дома? посидеть с чьим-нибудь ребенком или заняться самосовершенствованием? провести день с девушкой или помочь спонсорам? Тут плюс, там минус. Вариантов немало, хотя со временем многие начинают повторяться, и уже знаешь, что дите может заехать пластиковой бутылкой по лбу и лишить тебя единицы в графе «Dribbling», а вечер с приятелями наверняка обернется пьянкой, нехорошо сказывающейся на физической форме. Короче говоря, идешь по пути наименьшего сопротивления. Важнее всего, конечно, ублажать тренера, поскольку «нелюбимчики» вечно сидят вне состава и, соответственно, без места в сборной. Поклонники всегда будут обожать кумира (в случае чего их задобрит куча автографов), пресса и спонсоры вообще люди мирные, а проблемы с захиревшими родственниками и друзьями исчезают с ростом благосостояния — достаточно просто подарить каждому по дорогой машине или загородному домику.

Да, в NSS есть полноценный заработок: зарплата, бонусы, спонсорские контракты. Накопленные средства уходят на жилье (бунгало, коттеджи, виллы, замки и даже острова), одежду, драгоценности, транспорт (Volga 3110 — 6 тысяч долларов) и всевозможные бытовые мелочи. Кроме того, граждан с туго набитым кошельком приглашают посетить казино и ипподром. Финансовый элемент не шибко полезен, но, по крайней мере, банковский счет — не абстрактная цифра.

Дело Sensible Soccer живет!

Другая половина NSS3 внешне очень напоминает древний Sensible Soccer. 800х600, крошечные пиксельные фигурки, вид сверху, рябь, символизирующая снег/дождь и вызывающая легкое головокружение… Обращение к классике. Впрочем, движок и управление здесь сложнее. В арсенале футболиста несколько приемов: удар и пас разной силы, подкат и блокировка, а также призыв «дай мяч!». Схема «бей-беги» не действует, приходится думать, закручивать комбинации и не жадничать, попутно следя за мини-радаром, чтобы не рушить заданную тренером формацию.

Однако и недостатков тут — точно в непропатченной версии Championship Manager 4. Львиная доля «компьютерных» голов забивается после того, как вратарь выбрасывает мяч аккурат на ногу чужому нападающему. Иногда 4-5 раз подряд. Коллеги часто отдают корявые передачи, а за шесть сезонов я увидел лишь один пенальти, и то — который сам же заработал.

Наверное, будь у NSS менеджерская часть, ей бы тоже досталось за ошибки. Пока же мы ругаем логичность карьерного развития. Нестыковок — пруд пруди. Больше всего раздражает влияние наших успехов или неудач. Либо молодой талант играет блестяще, но неловко отвечает в каком-нибудь интервью и в итоге остается вне высшего футбольного света, либо молодой талант совсем не играет, потому что еще не успел раскрыться, но ему предлагают постоянно растущие контракты. Причем даже клубы, в чемпионате ни на что не претендующие. Сетки различных турниров постепенно сбиваются, так что финал Лиги Чемпионов проводят в марте, а отборочные матчи ЧМ — в Новый год. Да и класс команд меняется словно по мановению генератора случайных чисел: я сомневаюсь, что в 2007 году за главный клубный трофей Европы могли бы бороться «Тоттенхэм» и «Ньюкасл» (в 2011-м — «Ридинг»). В общем, работы — непочатый край.

Резюме

Занятная футбольная аркада. В планах у Саймона — четвертая часть. Быть может, стоит завязать знакомство со Sports Interactive?