Haute Couture
Рынок компьютерных игр местами очень смахивает на рынок модной одежды. Не смотрите на меня как на сумасшедшего! Лучше посудите сами, - ведь есть же в игровой моде свой mainstream, pret-a-porte, если хотите. Это то, во что большинство игроков играет каждый день. Это и раскрученные брэнды, и качественный, но стандартный, как Биг-Мак, геймплей, это постепенное затухание интереса до следующего сиквела. Знакомая картинка? Ну-ка, вспомните все игры 2000 года, которые легко впишутся в данное определение - это легко.
Но есть еще и такая категория игр, которые не просто не похожи на все остальное, не просто рассчитаны на узкую аудиторию, не просто гениальны в своих новшествах, но и просто красивы для тех, кто ценит игры как искусство. Вот это настоящие ценности игрового мира, это Высшая Мода, это последний писк и шик в одном флаконе. С такой игрой не пойдешь в клуб, навряд ли сыграешь по модему с приятелем. Но в пустой квартире запустишь такую, и только один будешь наслаждаться отточенностью процесса. Редко, но такие гости к нам заваливаются: Outcast и Sacrifice - прекрасные примеры модного подхода к делу.
Горячие норвежские парни
Небольшая компания Funcom из одной не самой маленькой скандинавской страны выпускает игры редко, но метко. Вспомните The Longest Journey, - великая вещь была, и, опять же, не для всех. Проект No Escape, о котором Funcom сообщила уже давным-давно, даже на тот момент выглядел оригинально. Нам предлагалось сыграть в Deathmatch на абсолютно круглых планетах, причем разработчики обещали строго воздерживаться от включения в продукт красной субстанции под названием “кровища”. Хотя данное описание смахивает на игру для детей, таковой она не задумывалась и, соответственно, таковой она и не получилась.
Игры на выжимание
Как всем уже давно известно, в будущем человечество будет жить на Земле очень скучно, а посему основной задачей тогдашнего глобального телевидения станет поставка среднестатистическому бивису зрелищ по самые его баттхеды. Ну а что больше всего привлекает жадных до насилия обывателей? Конечно же, разнообразные игры на выживание, где побеждает тот... у кого больше бабок. Да-да, вы не ослышались, именно их, хрустящих и даже в будущем вполне себе зеленых. Только для участия в соревнованиях телешоу “Некуда бежать” совершенно необязательно изначально быть толстосумом. Вся фишка заключается в том, чтобы, находясь на искусственно созданной мини-планетке, вышибить как можно больше тугриков из ваших оппонентов и потом их подобрать. У кого в конце матча будет больше денег, тот и победил. Все гениальное просто, - никаких тебе фрагов, в деньгах вся сила, брат.
Юмористическая подоплека игры раскрывается еще во вступительном ролике и во вставках, посвященным восьми персонажам No Escape. Все мультики выполнены на хорошем операторском уровне и пародируют все, что только можно, включая Бритни Спирс, Матрицу, Лару Крофт, Невыполнимую Миссию, Бонда-Джеймса-Бонда и черт знает что еще! Но юмор этот отнюдь не детский. Направлен он, скорее, на культуру Америкосного Континента, хотя сделано это тонко и непринужденно. Жаль, что в самом игровом действе юмора этого маловато. Кстати, неплохо бы и о действе.
Long live the farters!
Скажу сразу, бегать по абсолютно круглой планете и мочить врагов из разнообразного оружия, включая атомную бомбу - это свежо. А если еще учесть, что действительно сферическая поверхность до этого имела место быть только в Populous 3: The Beginning, да будет в Black & White… В общем, забавные ощущения. Не стоит также забывать, что, хотя некоторые из планет имеют поистине гигантские размеры, вам редко придется прыгать выше одного “этажа” и еще реже искать нычки с ценными плазменными пушками и электрическими разрядниками. В режиме No Escape, основе однопользовательской игры, вы только и будете делать, что носиться как сумасшедший по уровням, хватать Rocket Fuel в качестве успокоительного для здоровья, да собирать пачки буказоидов, иногда вытрясая ценные $$ из ошалевших ботов-соперников. Боты эти, правда, странноваты, хотя даже на Hard’е ведут себя гораздо более человекоподобно, нежели Godlike’и из Unreal Tournament. Любителям кровавых разборок, к их сожалению, здесь делать нечего - после смерти от вражины может остаться ну разве что пара дымящихся ботинок да пачка денег на штук пять зеленых. Жаль, что в игре нет встроенной распечатывалки прибыли. Всего в No Escape имеется 18 уровней, различающихся как по обстановке, так и по размеру. На астероидно-вулканических мирах надо внимательно смотреть себе под ноги, чтобы не угодить в самое пекло; на фермерской планетке можно запросто прятаться от соперников над пропастью во ржи; в арктическом-антарктическом мире любой взрыв вызывает такую радугу фруктовых ароматов, что даже глазу приятно...
Жаль, что все это великолепие портит вид от третьего лица и крайне неудобная система прицеливания, которая не позволяет целиться так точно, как это бывает в обычных FPS. Скажем, бросаться гранатами здесь настолько не с руки, что попасть в кого-либо практически не представляется возможным. Да и вообще, весь single-player испорчен невозможностью сохранения хотя бы по окончании уровня! Это разработчики так мягко предлагают нам пройти восемнадцать планеток с 4-мя кредитами и без сохранений, - оригинально.
We are the world
Конечно, большинство огрехов сингла игре можно списать, ибо задумывалась она, как исключительно многопользовательское соревнование - отсюда и всяческие CTF, Tag и Knockout’ы с командными вариациями. Все было бы хорошо, но за почти неделю попыток поиграть в настоящий, человеческий мультиплеер по Сети, мне удалось это сделать только несколько раз. Встроенный в No Escape поисковик запущенных серверов, даже после установки патча находит хоть что-то крайне редко, будь то с телефонной линии или с выделенки. А если и находит, то один/два весьма тормозных сервера с банальным модом No Escape, как будто людям больше не во что играть. А может, просто некому? Ведь в модных магазинах одевается далеко не рабочий класс.
Закругляясь
Конечно же, No Escape - игра не для всех. Я люблю оригинальные находки, но все-таки одной идеи боев на круглых планетках недостаточно для того, чтобы сделать интересную игру. В пассив стоит также записать достаточно средненькую графику со спрайтовыми бонусами, быстро приедающиеся звуки, в буквальном смысле никакую музыку и нереализуемую возможность поиграть через Интернет. Хорошая идея, только не доведена до ума и технического совершенства. Исключительно модникам, ищущим хоть чего-то нового... DIXI.