О графике и квестах
Кто сказал, что квесты в плане графики плетутся позади других жанров? Плюньте этому человеку в лицо! Между прочим, трехмерная графика появилась в квестах, когда еще ни Doom’a, ни Quake’а в помине не было, а Wolf3D только-только вышел. Я, разумеется, говорю о серии Alone in the Dark. Уродливая, треугольная, ужасная (эй, а чего вы хотите от “ужастика”?) и... трехмерная. Для тех, кто не помнит, объясняю: в Alone in the Dark действительно использовалась трехмерная графика, но камера, “от лица” которой управлял игрок, была не плавающей (как, например, в Tomb Raider), а фиксированная. То есть выходит персонаж за пределы экрана - игра переключается на другой вид, с которого игроку опять все хорошо видно. К чему это я так разоряюсь об игре, которая давным-давно пылью покрылась и мхом поросла? Оказывается, не покрылась и уж, тем более, не поросла. Alone in the Dark помнят, любят, стараются сделать нечто похожее...
Конечно, сказать, что Nocturne внешне похож на старый добрый Alone in the Dark - то же самое, что сравнить Wolf3D и Unreal. Первое, что бросается в глаза, когда игра, наконец, запустится - это превосходная графика. В графическом движке реализованы такие эффекты, которые не в каждом шутере увидишь. Больше всего впечатляет просчитывание движений тканей в реальном времени. Казалось бы, что такого: полы пальто главного героя развеваются на ветру и вообще ведут себя очень реалистично? А ведь раньше нигде такого не было. Я уж не говорю о таких стандартных примочках, как дождь, туман, просчитываемые в реальном времени тени. В Nocturne очень мощный “софтверный” движок: в “software mode” игра выглядит почти так же хорошо, как и с ускорителем.
Безусловно, примени разработчики плавающую камеру, никаких современнных процессоров и ускорителей не хватило бы. Ведь даже при фиксированной камере, которая используется в Nocturne, требования весьма приличные. Причем минимальные, указанные в заголовке, действительно ими и являются. Все это дело категорически отказывается идти на 32 Мб оперативной памяти, да еще и просит выделить 200 Мб свободного дискового пространства для временных файлов. Кстати, минимальная инсталляция игры занимает на “винте” 500 Мб.
Ясно, что “не графикой единой” жив жанр action/adventure. Огромное значение в таких играх имеет сюжетная линия, продуманность персонажей, хитрость головоломок. Как со всем этим у “Ноктюрна”?
Агенты чистой силы
Главный герой игры - секретный агент, причем один из лучших в своем ведомстве. Дело происходит в 30-е годы нашего столетия, и служба эта несколько необычна. Она на полном серьезе занимается вампирами, оборотнями, монстрами и прочей нечистью. Все проявления паранормальных явлений сия организация пытается подчинить себе, а если это ей не удается или явления того не стоят, их просто уничтожают. Штат в этой конторе весьма необычен. Тут и полувампирша Светлана, и могущественный телепат, и, разумеется, наш герой. Его зовут Stranger (Чужестранец), и внешность этого странного персонажа как нельзя более соответствует его имени. Шляпа, надвинутая глубоко на глаза, длинное пальто и целый оружейный арсенал под ним - вот как примерно выглядит Чужестранец.
С такими внешними данными можно было бы ожидать от него обаяния Фокса Малдера или, хотя бы, Джеймса Бонда. Увы! Разработчики игры уделили проработке персонажей недостаточно времени, поэтому Чужестранец больше напоминает помесь Чикатило и киборга-убийцы. Абсолютно невыразительный голос, блеклые реплики. В результате особых симпатий главный герой не вызывает, а ведь мог бы. Некоторые второстепенные персонажи получились лучше. Та же Светлана, которая, кстати, будет проходить одну из миссий вместе с нашим героем, выглядит гораздо более убедительно.
Nocturne состоит из четырех больших миссий, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на подуровни. Места для всех заданий выбраны со вкусом: от небольшого немецкого городка, в котором поселились вампиры, и французского поместья с большим кладбищем до техасской деревни и гангстерского Чикаго. Каждая локация оформлена в своем стиле, каждая мрачна по-своему (я разве не говорил, что Nocturne - это ужастик?). Иногда появляется ощущение, что изначально игра задумывалась как черно-белая, и только под конец издатель настоял на том, чтобы в фоны добавили чуть-чуть красок. Такая бесцветность, впрочем, не только не вредит игре, но подчеркивает ее индивидуальность, выводит на передний план красоту графики.
Что задали?
Все задания можно проходить в произвольном порядке - кроме общей темы борьбы с нечистой силой и общими сотрудниками спецслужбы эти миссии ничем между собой не связаны. Каждое из заданий начинается с небольшого мультика, в котором начальник Чужестранца объясняет ему суть проблемы (кстати, мультик тоже сделан средствами самого движка), после чего агент может отправляться на задание. В основном в миссиях преобладают элементы стандартного экшна: бегание, прыгание, стрельба из всех видов оружия (пистолеты, дробовики, автоматы, секретные разработки). Для большего удобства игрока от каждого “ствола” в руках у Чужестранца вперед идет луч, похожий на лазерный (помните, как в Outcast?), так что определить, куда попадет пуля, не составляет никакого труда. А для совсем ленивых (вроде меня) в игре по умолчанию включен автоприцел. Даже целиться необязательно: повернулся в сторону потенциального противника и пали из всех орудий.
“Приключенческая” часть игры могла бы быть и посложнее, хотя тут, может быть, просто сказывается привычка к логическим головоломкам. Таких здесь довольно мало. Зато хватает диалогов и всяких “предметов повторного использования”: пули, аптечки и прочие атрибуты экшн-игр. Однако благодаря диалогам, создающим хоть какую-то сюжетную линию, Nocturne легко воспринимается и как адвенчура.
А могло бы быть лучше...
Да, признаюсь честно: Nocturne мне пришелся по душе, но все-таки я далек от мысли, что это - та игра, ради которой следует модернизировать компьютер. Бесспорно, графика просто великолепна, а гейплей - увлекателен. В плюсах также отличный движок и огромная “атмосферность” игры. Но скрытый потенциал однозначно выше, чем то, что удалось выжать разработчикам. Плохо проработаны герои (особенно Чужестранец), недостаточно глубок сюжет. Есть и один грубый ляп: во время разговоров персонажи не шевелят губами. Представляете, на морозе даже парок изо ртов поднимается, а рты остаются закрытыми. Чревовещатели, не иначе. Вроде мелочь, а все равно неприятно. И эти неприятные мелочи как-то смазывают общее впечатление от игры. В итоге вместо почетного: “must-see”, игра получает титул “посмотрите, если позволяет компьютер”.