- Главная/
- Игры/
- Onimusha: Путь самурая/
- Рецензия
Смотрим в графу «Издатель». Кто там у нас? Electronic Arts Taiwan, дожили. А всё потому, что Onimusha CT вышла только в Китае, и ухом не ведёт в ответ на мольбы о более «дружественных» релизах. Этого текста здесь могло и не быть. Но когда на PC появляется одна из консольных легенд, мы не можем молчать.
История болезни
Onimusha, в девичестве носившая вместо суффикса CT фамилию Warlords, родилась на PS2 в первые месяцы третьего тысячелетия. Потом вышло продолжение, Onimusha 2: Samurai's Destiny, в этом году японское отделение Capcom (прочие страны все еще ждут) спустило на воду Onimusha 3: Demon Siege, в которой одну из главных ролей сыграл маэстро Жан Рено. На консолях сериал любят и ценят, и компьютерный бастард попрошайкой посматривает на старших братьев. Вам, мол, оценки под 90%, а мне как жить на платформе, где за разрешение 640х480 бьют ногами? Терпение, дружок. Интеллектом возьмёшь. Трудно представить, какие тараканы должны водиться в головах менеджеров Capcom и Electronic Arts, задумавших столь экстравагантный релиз. Непонятно и то, почему готовую игру не пустили за пределы Китая. Либо выжидают, либо стесняются.
Все было бы намного сложнее, если бы авторы не добавили в Onimusha CT поддержку английского. Язык можно переключить, раскопав в странном главном меню опции и сменив значения первых двух параметров. Или какого-то одного — простите, но я по-китайски не понимаю. Запустив новое приключение (сменить язык в сохраненной игре нельзя), вы получите понятный звук и текст. В противном случае придется терпеть японскую озвучку и зубодробительные иероглифы. Английский вариант слеплен наспех и, как следствие, отпугивает тупыми текстами и бесцветными голосами. Японский звучит лучше, играть с ним удается почти «без потери качества». Единственная преграда — непробиваемые текстовые загадки на сундуках с бонусами, без которых можно и обойтись.
Samurai's Siege Warlords
Пользуясь знакомыми терминами, игру хочется обозвать «Resident Evil 3 про самураев» или «Chaos Legion с фиксированной камерой». По двумерным локациям с видами древней Японии слоняется Саманоскэ Акэти, вольный самурай, разыскивающий похищенную принцессу Юки. Ему противостоят полуразложившиеся монстры гуманоидной наружности, насланные демоническим Нобунагой. Чтобы малец не умер в самом начале путешествия, обиженные на лорда духи одарили Саманоскэ голубым «наручем», наделяющим владельца необычными навыками. Так мечник научился видеть отходящие души обезглавленных противников и собирать их, восстанавливая здоровье и накапливая опыт. Постепенно Саманоскэ обнаруживает новые виды холодного оружия, на «прокачивание» которых и нужно тратить очки опыта. Onimusha будит в нас маниакальное желание набрать побольше «экспы» на возрождающихся монстрах, почти такое же навязчивое, как, к примеру, скопидомство в NFS Underground. Стоит воину попасть в переделку, и управление тут же переходит к спутнице героя, куноити (девушка-ниндзя — япон.) по имени Каэдэ. Она слабее физически и лишена магического доспеха, но ловко орудует коротким мечом и легкими кунаи (метательные кинжалы — япон.). Геймплей построен на простом принципе «пойди-принеси». Нашли ключ — ищем дверь. Нашли дверь, а за ней — ключ. В процессе игры придется исходить взад и вперед немаленький мир, но здешние головоломки не чета зубодробительным задачкам Silent Hill 2. В Onimusha CT всё и проще, и меньше.
Видеоряд типичен для ранней Capcom, еще не освоившейся с трехмерной графикой. Те, кто видел первые Resident Evil, понимают, о чём речь, остальные смотрят скриншоты. Игроку даже не позволяют подняться по лестнице — извольте ткнуться в нее носом и нажать «пробел», чтобы перейти на следующий этаж. Все вытекающие отсюда проблемы присутствуют. Получить удар из-за края экрана проще простого, но так же элементарно его туда и нанести, за что мы благодарим чудесное управление.
Основное действие Саманоскэ — рубящий удар мечом, который автоматически выполняется в направлении ближайшего врага, в том числе стоящего за спиной самурая. Более того, на каждый удар в комбо воин делает шаг вперёд, поэтому большую часть игры можно спокойно прорубить одной кнопкой, ни на что не отвлекаясь. Остальные финты применяются не так часто, в основном ради спортивного интереса. Упавших противников можно добивать эффектным ударом в стиле Return of the King, только менее попсовым. Есть мощная, уникальная для каждого оружия магическая атака, работающая на местной мане. И две стойки — атакующая и защитная. Первая практически бесполезна, но из неё можно наносить убийственные удары по набегающим врагам. Вторая — стандартный блок.
Потёмкинская деревня
Главную роль, партию Красного Самурая, исполняет Такэси Канэсиро — актер, снявшийся в известном японском боевике «Returner». Видеоролики были сделаны на студии Robot, широко известной в узких кругах поклонников современного кино Страны восходящего солнца. Постановщики отработали свои деньги сполна: FMV можно сравнить только с замечательными роликами от Blizzard или CG-заставками из Final Fantasy 8. Все ролики записаны в двух версиях, с английским и японским звуком, и лежат в подкаталоге Image\movie в формате MPEG и разрешении 640x360. Кстати, в нашем релизе сохранился «неприличный» ролик, вырезанный из американской PS2-версии Onimusha. Ничего, знаете ли, особенного.
Первое достоинство игры — плавная, жизненная и очень «самурайская» анимация. Саманоскэ рубит строго по науке, а уж какие комбо вытворяет с магическим оружием — любо-дорого смотреть. Каэде дефилирует похуже — на девушке явно сэкономили, но и играть за неё приходится реже. Все попадающие в кадр персонажи выписаны так искусно, что их характеры легко почувствовать и без субтитров. Но, посмотрев на оппозицию задним числом, чувствуешь себя вернувшимся с прогулки по мерзким биолабораториям из Sin, поскольку дизайн чудовищ колеблется от «немного неуместного» до «я футуристический ниндзя с тремя зелеными глазами!». От игры «про самураев» поневоле ждешь красивых боев, звона стали о сталь и фонтанов крови, а вместо этого Onimusha CT выгуливает на экране мутогенный зоопарк Resident Evil.
О графике вспоминать не хочется. 640х480 — единственное доступное разрешение. «Терпеть нельзя стереть» — запятую ставьте по желанию. Создается ощущение, будто играешь на PS2 через имплантированный TV-тюнер. Комплимент это или нет, каждый тоже решает сам. В сравнении с другими «лидерами жанра» игра не особенно плоха, а для своего допотопного разрешения — и вовсе хороша, но это больше говорит о «лидерах жанра», чем о достижениях рассматриваемого проекта. По крайней мере, объёмные персонажи и плоский фон сочетаются не хуже, чем в консольной версии.
Будьте бдительны: даже с такой картинкой игра эффектно подтормаживает конфигурации, куда как выше «минимальной». Ошибок полным-полно, и никогда нельзя сказать наверняка, пойдет Onimusha CT на указанной системе или нет. У меня, например, она работала преступно медленно, резко давая по газам во время заставок на движке и зажимая ручник, как только управление переходило к игроку. К счастью, на момент написания текста EA выпустила два патча для владельцев Windows 98/ME и видеокарт от ATI (добраться до них легальными методами очень просто, если вы в совершенстве владеете письменным китайским; впрочем, всегда можно обратиться к «казе» и «ослу»). После установки моторчик заурчал веселее, но почему-то начали исчезать части меню и интерфейса, без видимых причин пропадали куски моделей — оружие, руки, ноги, туловища, головы и их произвольные комбинации. И уж совершенно некультурно работало освещение. Стоило летучей душе появиться на экране, а Саманоскэ — включить свой искристый артефакт, как частота кадров падала до 1-2 в секунду. Опрос общественного мнения с нерепрезентативной выборкой показал, что проблемы возникают не у всех и не всегда. Быть может, вам повезёт.
* * *
Onimusha CT похваляется своей дохлой графикой, как голым задом. Но и без брюк хакама она одной левой уделывает «дежурную японскую» Chaos Legion. Тут и антураж, и атмосфера, и ролики, и герой, и «guest star» Сэмми Фишер в роли монстра. Если бы не проблемы с портированием, оценка могла бы подняться вплоть до 79%, за которыми — недосягаемый LotR: Return of the King…