Светлая тема

Рецензия на игру Onslaught (2001)

Как-то модно стало упрекать современных молодых людей в бездуховности. Мы, мол, в их годы Шопенгауэра в подлиннике читали, Вивальди в четыре руки играли, «Камю» из горла пили... Нет, «Камю», наверное, все-таки не пили. А если и пили, то исключительно из рюмок тончайшего богемского стекла, изящно отставив мизинчики. А эти... вы только посмотрите на них, Марфа Степановна, они же зомби! Им кроме своих плееров, компьютеров и гуимпленов... нет, не гуимпленов, как-то по-другому... ах да, кроме этих своих покемонов ничего не нужно! Где Гете? Шиллер? Где Кафка, в конце концов? Где этот... как его... Ролан, я извиняюсь, Барт?

Но бывают, бывают все же редкие исключения, когда самая что ни на есть компьютерная игра заставляет задуматься о вечном, затрагивая какие-то потаенные струны души и пробуждая в ней давно забытые духовность и соборность. Вот, например, Onslaught.

Экзистенциализм и религиозность

Первое, что усваивает индивидуум, соприкоснувшийся с игрой, - это мысль об одиночестве человеческого существа в огромном, полном опасностей мире. Наш танк забрасывают в центр игрового поля, оно запирается... и все, выхода нет. Нужно продержаться три минуты, отбиваясь от наседающих со всех сторон врагов. Неправда ли, это экзистенциальное противостояние одинокого танка мириадам бездушных механизмов, единственное предназначение которых заключается в уничтожении всех, кто не такой, как они, заставляет задуматься о многом? Например, о бессилии одиночки перед толпой, о довлеющем фатуме, о роли личности в истории... или о том, что хорошо бы сейчас заточить пару бутербродов с колбаской.

Тем не менее, даже в самой тяжелой ситуации не стоит отчаиваться. Всегда найдется тот, кто поддержит, протянет руку помощи или хотя бы скажет пару добрых слов. В игре роль этих благих сил играют периодически возникающие на поле посылочки с новыми видами вооружения или аптечками. Сразу вспоминается библейское «Просите, и дано будет вам, ищите, и найдете, стучите, и отворят вам...». Как все-таки приятно, что в наше время еще есть разработчики, которые заботятся не только о собственном благе, но и о духовном облике своих клиентов!

Капитализм и мировая революция

Разумеется, время, в которое мы живем, не могло не наложить своего отпечатка на игру. И здесь она благотворно влияет на неокрепшие умы, исподволь приучая их к мысли о том, что, уповая на благосклонность Всевышнего, не стоит складывать руки и ждать у моря погоды. Несмотря на подарки, ниспосланные в буквальном смысле слова с небес, игрок зарабатывает свое благосостояние и собственным упорным и тяжелым трудом. Очищая земную твердь от скверны, он увеличивает свой банковский счет, и в некоем подобии магазина, в который его время от времени забрасывает прихотливая судьба, может приобрести какой-нибудь облегчающий борьбу прибор.

Но даже самый закоренелый капиталист должен иногда задумываться о благе народном. С этой целью в игру введены так называемые «боссы» - враги особо вредные и живучие. Тем самым игроку внушается мысль: босс, сконцентрировавший в своих цепких лапах орудия производства и рычаги системы распределения материальных благ, этот паук-эксплуататор, есть зло. Босс должен быть уничтожен, говорят нам разработчики, и только после этого пролетарий сможет насладиться плодами победы в вышеописанном магазинчике. Воистину, от каждого по способностям, каждому по труду! Победа мировой революции не за горами!

Постмодернизм и все такое

Но главное, чему учит Onslaught, что он исподволь внушает игроку, - это мысль о несовершенстве бытия. Вы только посмотрите на ее графику! Кто-то назовет ее уродливой. Пусть так! Пусть! Но стоит лишь проникнуться ею, и она раскроет проницательному наблюдателю всю свою психоделическую сущность. Присмотритесь к этим тайлам, покрывающим игровое поле. Вы думаете, они просто плохо подогнаны друг к другу? Полноте, они вообще не подогнаны! И наверняка авторы даже не пытались их подогнать! К чему им пытаться снискать себе дешевую популярность при помощи так называемой «красивой» или «современной» графики? Они вовсе не собираются ласкать своей работой скучающий взгляд досужего буржуа; нет, их цель - создать болезненную, изобилующую диссонансами картину окружающего мира. Посмотрите на скриншоты, разве они не уродливы? Но как восхитительно это уродство! На какие глубокие мысли оно наводит! Правда, я пока так и не понял, на какие именно, но это лишь свидетельствует о подлинной глубине этих мыслей: они настолько хорошо скрыты от непосвященных, что простой адепт типа меня пока просто не в состоянии проникнуть в них до конца.

А чего стоят постоянные аллюзии и отсылки к различным произведениям мирового искусства! Я уже говорил о материальном воплощении библейской цитаты, но этим список культурных референций не исчерпывается. Скажем, счетчик уничтоженных врагов, рядом с которым красуется череп с костями... вглядитесь, разве он ничего вам не напоминает? А теперь вспомните бессмертного «Золотого теленка»: «...на котором трясущейся рукой были изображены череп и две куриные косточки». Не правда ли, потрясающе точная иллюстрация? Нет, что ни говорите, а знакомство разработчиков игры с классикой российского юмора не может не восхищать.

Я не буду раскрывать другие стороны этого крайне содержательного постмодернистского произведения, поскольку не намерен лишать вас этого удовольствия. Отмечу только, что Onslaught даст вдумчивому игроку ответы на все загадки бытия, ибо сказано: «Дао, которое может быть выражено словами, не есть настоящее Дао».

* * *

Да, согласен, бред редкостный. А чего вы хотели? Какая игра, такая и рецензия.