Светлая тема

Рецензия на игру Operation Flashpoint: Between the Lines

Архитектура Operation Flashpoint изначально располагала к рукоприкладству. Разработчики обещали нам настоящий коммунизм: миссии, техника, оружие, новые кампании; общественность дружно взялась за МОДы. Обратите свой взор на муравейник "Flashpoint community", и смысл высказывания едва ли покажется вам прозаическим.

Фанату проще, он всегда в курсе дела, знает, за что стоит платить, а за что не имеет смысла. Не мудрствуя лукаво, в Codemasters смекнули, - это и есть те самые люди, за счет которых можно подправить бюджет. Чем и занялись.

RIP

Встроенный в оригинальную игру редактор - вещь несложная и мощная. Не всякий, правда, разберется в скриптах и тонкостях работы AI, но миссию "красненькие против зелененьких за власть над горкой" может сделать даже ребенок. Беглый взгляд на ресурсы, так или иначе относящиеся к игре, выявляет следующее, - разработчиком нынче жаждет стать каждый второй. Количество заявленных в "in process" модификаций скоро нельзя будет подсчитать. На выбор: от Вьетнама до российских миротворцев в Косово. Говорить о том, что большинство из этих проектов никогда не увидит белого света, почему-то не хочется; все уже привыкли к тому, как складываются судьбы у подобных творений - сегодня или, на худой конец, завтра самоделкиным надоест рисовать текстуры и писать скрипты; внушительных размеров списки features накроет черно-белая табличка "closed".

А потому, друзья, надеяться можно только на разработчика и издателя. У них тоже иногда не хватает на очередной Ferrari, приходится браться за работу. Такая она у них, работа...

Between the brains

BTL изначально задумывалась как концептуальная игра. Взамен приема "стенка-на-стенку" из OpFlash нам обещали нечто продвинутое и разнообразное, с роскошными скриптовыми сценами и прочими атрибутами аддона. Вообще, дополнение редко остается верным устоям оригинала. Порой авторы просто не могут впихнуть в финальную игру все задумки, и они воплощаются в теоретическом продолжении. Такой вариант наиболее приемлем, в такие аддоны интересно (а главное - приятно) играть.

Between the Lines - из категории аддонов, сделанных по технологии "лепили из чего было и чем попало". Как итог - отсутствие хоть какой-то идеи, не говоря уже о концепции. И если подобного рода поступок можно простить конторе из Новомуходранска, то на Codemasters это совсем непохоже. Теперь осталось только наблюдать, что, кому и сколько за это будет, ибо в качестве разработчика выступает некая XMP (немецкая команда, кстати), а сама игра продается в большинстве буржуйских online-магазинов, распугивая покупателей идиотской обложкой. Лично я не уверен, что можно продавать неофициальные миссии в магазинах, используя торговую марку, принадлежащую другой компании. За все в жизни нужно платить. Цена, между прочим, кусачая - до сорока денег за коробку с "эксклюзивными кампаниями" и "пятьюдесятью часами геймплея".

К счастью, на официальном сайте есть демо-версия (12 Мб). Если вам не жаль времени и нервов, рекомендую скачать и оценить раз и навсегда самостоятельно.

Война, реализм и совместимость

Прежде чем заняться выяснением, почему все так нехорошо, давайте разберемся с одним немаловажным техническим вопросом, чтобы не было еще хуже. BTL отказывается работать с OFP версии ниже 1.20. Вполне возможно, что проблема кроется в нежелании игры дружить с Windows 2000, но с патчем все встало на свои места. Хотя народ на форумах жалуется на совместимость и глюки. Особых глюков отметить не могу, а вот совместимость - вопрос сложный. Обладатели более поздних версий крайне негативно отзываются о работоспособности игры, а самый мстительный фанат OFP даже припомнил бравым немецким парням add-on к Sims, который, по его словам, все здравомыслящие люди поспешили выкинуть. Впрочем, я отвлекся...

Так вот, патч в нашем случае - это не просто три цифры и точка. Апдейт скрывает в своем чреве куда больше нововведений, чем традиционное лечение глюков. Если у вас до сих пор версия 1.00, необходимо апдейтиться, апдейтиться и еще раз апдейтиться. Хотя бы потому, что физика более-менее приведена в порядок, появилась поддержка джойстика (и даже руля!), обратной связи, а также масса новой техники и оружия.

С момента выхода игры (сейчас последняя версия - 1.30 + Ultimate Upgrade 3) были добавлены следующие машины: БМП-2, БРДМ-2, Bradley, AH64, OH-58D, Ch-47D, M-163, Су-25. Арсенал пехоты пополнился пистолетом-пулеметом "Бизоном", штурмовыми винтовками G36A, Steyr AUG и версией M16A2 с оптическим прицелом - XM-S. Кроме того, замечены два новых гранатомета: MM-1 и 6G-30, а также помповое ружье Kozlice.

Таким образом, арсеналу Operation Flashpoint не завидуют только матерые воргеймы, остальные стоят по стойке смирно.

Другое дело, что в плане симуляции всего этого добра игра далеко не ушла. А надо ли? Дискуссии на эту тему еще себя не исчерпали: сторонники "честного" варианта, вроде многоуважаемого Андрея Ламтюгова, продолжают утверждать, что OFP - несерьезная войнушка. На подобные выпады из лагеря защитников, вроде меня, отвечают, что большей частью игра направлена на воссоздание действий обычного пехотинца, и такие мелочи, как серьезный подход к симуляции имеющейся техники, излишни. Летят щепки, трещат копья, а конкуренты остаются при своем мнении.

Как вы понимаете, все вышеописанное представляет куда большую ценность для всех интересующихся, нежели попытки XMP поиграть в девелоперов.

Мальчик (был)

Впрочем, нас дожидается виновник торжества. Всего под "лейблом" BTL скрывается три кампании: непосредственно главный герой, вынесенный на первый план, War on Morton и Special Operations.

Две последних - чистой воды безобразие и издевательство, ибо кампании эти собраны из миссий, сделанных фанатами, что, разумеется, есть стыд и срам. Лень было? Некогда? Не давали? Не пущали? Не разрешали? Видимо.

Возьмем для примера, чтобы впоследствии неповадно было, War on Morton. Десять несчастных миссий, сделанных такими же, очевидно, несчастными людьми. Я уже не говорю о маниакальной любви создателей (кстати, автор большей части миссий - некто с поэтичным именем Bloodeater, напишите ему письмо с благодарностями на nordic@web.de) к пошлым триггерам. Едва ли у вас появится даже малейшее желание в тысячный раз делать то, чем можно было по горло насытиться в самом OFP. К тому же тут и поездить/полетать толком ни на чем не дают. Жмоты.

Фанатские сайты, спешу заметить, просто ломятся от аналогичных миссий. В общем, защищайте город, по возможности убейте всех противников. Боже, как оригинально. Прибавьте к этому типичные безликие ролики, детские скриптовые сценки по ходу миссии и откровенно "фанатский" стиль оформления заставок. Кому как нравится, а я уж лучше в оригинал.

Special Operations из той же оперы. Нет, с понтами все в полном порядке, достаточно оценить название. Я много раз говорил, что делать на движке OFP игры "про разведчиков и спецназовцев" - занятие неблагодарное. В лучшем случае получится смешно. То, что сотворили господа гении... нет, так еще уметь нужно! Вы когда-нибудь слышали, чтобы спецназ брал населенные пункты? С укреплениями? С бронетехникой? Вчетвером! Буденный бы съел папаху и сфотографировался с лошадями в обнимку. Любителям мазохизма - восемь миссий такого рода.

Тут еще и разработчики со своим упорством. Вот пригрезилось им, что танк можно подбить из ручного гранатомета только со второго раза - и хоть ты расшибись. И все равно в какую часть корпуса стрелять, эффект один. Да, баланс, геймплей, но если у моего "спецназа" ничего кроме LAW нет, а танков видимо-невидимо, как прикажете деревню от русского медведя освобождать? Бобиков, обвешанных ручными гранатами, под гусеницы пускать, наверное. Что делать? Кто виноват?

Наконец...

Between the Lines. Ради которой мы все здесь собрались. От этого экземпляра вежливо отказались даже в Кащенко, куда благотворительным грузом из нашей редакции отправляется после рецензирования большинство игр. Эти двадцать порождений олигофренической фантазии не лезут ни в какие ворота. Играть роль захваченного в плен медработника, у которого злые русские угробили семью, - прямо-таки неземной радости занятие…

Вы представляете себе, что такое побег из заключения?

По мнению авторов BTL, дверь полевой камеры всегда открыта, и вас никто не охраняет. Нужно просто бежать прямо, направо, налево, а потом опять прямо. И вы - о чудо! - опять на свободе. Как все просто. Название, кстати, себя оправдывает, - все миссии за оборванцев-партизан, отбившихся от стада НАТОвцев, и прочих идеологически настроенных личностей, не желающих идти на рать в чисто поле.

Ах да, партизаны... Это такие миляги, строящие свою базу на здоровенном холме и жгущие костры ночью. Асы конспирации, одним словом. Какой лес! На холм, все на холм, поближе к небу! Для этих самых оборванцев есть совершенно чудные миссии. Вам понравится, например, бегать под пулями, подбирая раненых? Соберете пять раненых - победа. Приз получите в национальном сбербанке Кубы. Наличными. Не удивлюсь, если скоро надо будет бегать в тыл к врагу за флагом.

Что интересно, за русских играть не предлагается. Шовинизм крайне непонятен, 50 заявленных часов рубить в капусту соотечественников, прошу прощения за специфичность наезда, несколько неудобно. Не нравится, и все тут.

Дядя Петя, ты дурак?

Так получилось, - сегодня мы только о грустном. Увы, OFP на глазах стало хуже. Графика успела устареть, AI пережил чудесное перерождение: если раньше под пулями бегали враги, то теперь это инициатива ваших подопечных. Спасают только предупредительные disengane и stop. Разумно искусственный интеллект обращается только с гранатометами, в остальном творится что-то непонятное.

Неприятель поумнел - это факт, но танки по-прежнему прут без пехоты, пехота без брони, оборонительные рубежи не обрабатываются авиацией. Кажется, мне скоро придется согласиться с доводами противников по поводу игрушечности любимой игры. Очень жаль.

И?

Разработчиков - найти и расстрелять без суда и следствия. Codemasters - издать указ, где по матери объяснить, что руки нужно иногда мыть, если зрение слабовато - носить очки, и надо непременно обзавестись хорошей привычкой раз в год ходить к психиатру. Читателям - бежать со своими деньгами от BTL как можно дальше. Мне - пожелать терпения и дать медаль за то, что я честно в это играл. Всем спасибо, все свободны.