Светлая тема

Рецензия на игру Overlord II

«Если вы захотели отведать феникса, не
пытайтесь его поджарить — их это лишь ободряет.
Лучше отварите птицу в воде или горячем масле».
Из советов Гнарла

«Зло всегда найдет лазейку» — предупреждает слоган Overlord. Уничтожите негодяя — завтра трон займет другой. Не важно, что вместо железной маски — меховой капюшон, а под ним — сопливый юнец. Придет время, и соседские мальчишки, кидавшиеся снежками, будут с ужасом шептать его имя. Ведь Гитлер, Аттила и Саддам Хусейн когда-то тоже были детьми.

Как завоевывать страны и оказывать влияние на людей

Впрочем, на кровь и «чернуху» авторы по-прежнему не налегают, предпочитая им искрометные шутки и сатиру. Пока властитель умов взрослел в глубинах подземного царства, внешний мир завоевала Империя. Пообещав уберечь новых подданных от опасного колдовства, ставшего причиной магической чумы, оккупанты взялись за массовую «зачистку» волшебных тварей и артефактов — плевать, хороших или плохих. Истинные мотивы не столь благородны, и венценосный правитель Солари еще сполна заплатит за алчность, но начинать надо с малого: сноса рыбацких хижин и истребления бельков.

Недалекие поборники политкорректности уже брызжут слюной на интернет-форумах, проклиная разработчиков за несчастных тюленей. Что делать — Темный Владыка в PETA не вступал и не планирует, а демонов-помощников из воздуха не нарисуешь. Как и раньше, его ресурс — разноцветные души, вылетающие из погибших существ.

Каждый цвет сгустков соответствует своему виду бесов. Коричневые — прирожденные драчуны; в Overlord 2 им покорились волки, способные перепрыгивать небольшие проломы. Зеленые — адепты маскировки и подлых ударов, неуязвимые к ядам. Распластавшись на спине гигантского паука, они шустро семенят по любой стене, где висит паутина. Красные слабы в рукопашной, зато швыряют и поглощают пламя. Дайте им огненных саламандр, и враги вспыхнут, едва поняв, что случилось. Без личного зверья обходятся лишь синие, умеющие воскрешать павших и незаметно пробегать мимо противников.

Со старыми подопечными вернулось все остальное. По картам расставлены соединенные между собой порталы; рядом с ними — «колодцы» для вызова чертят. Командирские возможности не стали сложнее: левая кнопка — приказ атаковать или использовать цель, правая — отзыв, две сразу — ручное управление отрядом (при участии непослушной камеры). «Q» заставляет бесов собраться возле штандарта — полезная штука для защиты узких проходов. В новинку разве что стрельба из катапульт, попадающихся по дороге в столицу Империи, плавание по морю на неуклюжем корабле и эпизоды с выполнением простеньких «стелс»-заданий в облике импа.

Злой и еще злее

По знакомому сценарию развивается и сюжет, хотя жертвы издевательств — другие. Писательница Рианна Прэтчетт (Rhianna Pratchett) перешла в Overlord 2 от пародий на сказки к злободневным хохмам. Почти три четверти игры мы опять ищем ульи, где живут бесы, растаптывая сапогами всякого, кто встанет на пути. Невежественные северяне из Нордберга, жирные туристы с пляжей Эверлайта, крикливые эльфы (собирательный образ хиппи, геев и активистов «Гринписа»), самоуверенная хранительница Санктуария — на орехи достанется каждому. Жалко ли их? Ничуть. Типажи, конечно, слишком карикатурны, аллюзии бьют обухом по башке (трудно не признать в Империи Америку эпохи Джорджа Буша-мл.), но все равно весело.

Правда, в оригинале нам позволяли совершить настоящее, бескорыстное добро, а теперешние поступки продиктованы чисто деловыми соображениями. Что лучше: казнить сотню жителей или обратить их в рабов? Руки так и чешутся снести котелки с плеч, однако на ярости много не заработаешь. Убив человека, мы зарабатываем одну душу, мешочек золота и, если повезет, предмет для подопечных. Преданный слуга добывает ресурсы вечно. Разумеется, будут нытье, дешевое заискивание и мольбы скорее прикончить, зато город превратится в идеальный конвейер, снабжающий товарами 25 часов в сутки. Забудьте о поисках сундуков и «фермерских» набегах на овечьи стада; рачительный Властитель 2.0 получает все на блюдечке.

Другие ситуации, кроме как «угробить/поработить», даже не предлагают. Да и выгода — строго экономическая. Какая разница, что игрок-разрушитель больнее разит молниями, а покоритель быстрее промывает мозги, если все три заклинания одинаково бесполезны в сражении? Не ждите появления рогов или нимба над головой — за ними извольте в Fable.

За компанию с магией провалена и модернизация замка. Уж на что, казалось бы, плодородная почва, ан нет — можно лишь апгрейдить казармы, повышая тем самым стартовый уровень свежеиспеченного «мяса», да покупать канделябры и статуэтки в угоду трем женам. Ассортимент оружия и брони в адской кузнице невелик, затея с воскрешением «прокачанных» бойцов занятна, но лишена смысла. Стоит ли тащить любимчика с того света, обменяв его жизнь на десяток менее ценных собратьев, если он тотчас сгинет в разношерстной толпе?

* * *

В общем, топтание вместо прогресса, причем и в технологиях тоже. Графический движок, не хватавший звезд с неба в 2007-м, сегодня пугает пластиковым блеском угловатых моделей и корявыми тенями. Четыре сетевых режима mano-a-mano с пустующими серверами — больше для галочки, нежели от чистого сердца. Урок Overlord усвоил только композитор Михил ван ден Бос (Michiel van den Bos), чьи электронные мелодии, написанные для сиквела, частенько отсылают к Unreal и Age of Wonders. Папку \Resources\Songs — в Winamp!