- Главная/
- Игры/
- Стальные монстры: Союзники/
- Рецензия
Сколько раз можно продать одно и то же? Отечественные издатели убеждают нас — как минимум трижды. Главное — сделать многообещающую затравку, и фанаты взмолятся об аддонах и переизданиях. И все же глупо отрицать, что «Стальные монстры: Союзники» или «золотая» «АЛЬФА антитеррор» существенно превосходят оригинальные проекты. Правда, дурной фасад не исправить изящной лепниной.
Зона бандитского сопроцветания
«Проклятый микроменеджмент» — моя первая ассоциация, когда заходит речь о «Стальных монстрах». Следить за развитием десятка баз и стайками транспортников там было ужасно занудно, однако до выхода «Союзников» нам приходилось либо самим грузить каждую сотню ракет, либо, помолившись, поручать все автоматике (вышедшей из комы в патче 1.2). Избавиться от этой проблемы нельзя, да и вряд ли нужно, ведь перебои с припасами были характерны для той войны. Компромисс, найденный в «Союзниках», близок к идеалу: в специальном редакторе можно начертить маршруты караванов и распределить по ним сухогрузы и танкеры, а в еще одном окне — оформить экстренный заказ.
Наконец-то доступна настройка реакции игры на различные события — будет ли она извещать нас сообщением или встанет на паузу. Списки формаций сортируются по нескольким параметрам. Разобраться в нагромождении фишек на карте помогает мощный набор фильтров. По этим достижениям кажется, что «Леста» нащупала верный путь: «Стальные монстры» давно поражают масштабами, отшлифуй — и получишь шедевр.
К несчастью, питерская студия не знает слова «довольно». Конечно, часть нововведений идет «Союзникам» на пользу. Они только выиграли от появления вооруженных сил Соединенного Королевства и новых географических областей. Привычную пассивность искусственного интеллекта теперь оправдывает то, что он бьется на двух «фронтах», и вы не видите половину его предприятий. Радуют и дополнительные образцы техники, среди которых много экзотики: подводные авианосцы I-400, ведомые смертниками торпеды «Кайтен», «летающие блюдца» F5U.
Но зачем разработчики повесили на загруженного игрока дипломатию? Допустим, управление экономикой и строительство баз в суверенных государствах — необходимые условности. А как объяснить то, что командующий ВМФ сбывает эсминцы за валюту, объявляет войну и заключает мир по своему усмотрению? Переговоры обернулись торговой биржей и инструментом рэкета, а заманчивая возможность организовать совместную атаку так и осталась строчкой в пресс-релизе. Не поделитесь «наваром» — вчерашние друзья мигом перейдут к политике «большой дубинки».
Впрочем, отношения основных участников «раздела пирога» еще укладываются в определенные рамки. Я теряюсь в догадках, ради чего в стратегический режим добавлены СССР, Германия и Нидерланды. Ни баз, ни приличного флота у них нет — лишь путаются под ногами да комично нападают на братьев по оружию. Очевидно, что их удел — готовые сценарии вроде схватки «Бисмарка» и «Худа», или «песочница», в которой нетрудно устроить немецкий рейд на идущий в Мурманск конвой.
Удар ниже ватерлинии
Неплохо, если создатели мультижанровой игры предусматривают, что некоторым, вероятно, не понравится какая-то из ее граней. Скажем, Elemental Games не навязывала нам наземные операции в «Космических рейнджерах 2», а в Rome или Medieval 2 можно играть почти как в Civilization 4.
Увы, на «Стальных монстров» это правило не распространяется. Руководство пользователя честно предупреждает, что важные сражения лучше проводить вручную. Я же советую совсем забыть про автобой, т.к. его исход часто противоречит здравому смыслу: охранение каравана громит ударную дивизию линкоров, эсминцы беспомощны против подлодок, истребители сжигают сотни бомбардировщиков, вообще не неся потерь. Встав на капитанский мостик, вы легко разобьете AI, поскольку он не разучил ни одного свежего приема и тупо прет напролом.
Обратить внимание на тактическую карту стоит и потому, что именно здесь вы познакомитесь с гордостью и красой «Союзников» — детальной системой повреждений. Ведь самое интересное в морских стратегиях и симуляторах — наблюдать за гибелью многотонных чудовищ, и «линейка жизней» была одним из ключевых недостатков оригинала.
Теперь каждый корабль или самолет разбит на множество составных частей, урон для которых рассчитывается отдельно. Выход из строя какого-либо устройства приводит к закономерному результату: судно без руля не сможет повернуть, лишенное двигателя или винтов — остановится, потерявшее запасы снарядов или вооружение — станет беззубым. При этом набор узлов у разных юнитов принципиально отличается и связан с их историческими прототипами. Отменно выглядят пожары и затопления: возгорание чревато взрывом боекомплекта, а наглотавшийся воды крейсер накреняется и грозит перевернуться. Похоже, более серьезного моделирования за все время существования жанра еще не было.
Борьба за живучесть проходит автоматически и зависит от опытности команды. Удивительно разумный шаг, учитывая стремление «Лесты» запихать в игру побольше наворотов. Хотя авторы взяли свое, добавив прямое управление и наведение орудий. Пожалуй, указать главному калибру и «универсалкам» разные цели — не самая бессмысленная идея. Польза от нее в пылу сражения сомнительна, реализация оставляет желать лучшего, но, по крайней мере, получилось уместно. А вот «рулить» с клавиатуры чем-то крупнее торпедного катера вы, скорее всего, не будете.
Наводя порядок в технической сфере, «Леста» снова пострадала от гигантомании: одной рукой она оптимизировала ресурсы, сократив ожидание загрузки в десятки раз, другой — выкрутила разрешение текстур и щедро присыпала картинку постэффектами. Жаль, сногсшибательная графика осталась недосягаемой — та же Battlestations: Midway заметно сильнее. Да, «СМ» сокрушит оппонента количеством объектов в кадре… если у вас есть 2 гигабайта оперативной памяти. Зато нам позволили сохраняться в бою. Владельцы видеокарт от ATI, измученные вылетами, по достоинству оценят этот подарок.
* * *
Несмотря на обилие ошибок и недоработок, труд «Лесты» впечатляет. Одна лишь механика повреждений могла бы стать фундаментом для самостоятельного проекта. Общий же расклад чересчур противоречив, чтобы назвать «Союзников» успехом или провалом. Едва втянешься — и откроет огонь корабль-призрак с погибшим экипажем, субмарина собьет дюжину пикировщиков, а США набросится на Британию…