Похоже, жанр «wargame» почти прекратил свое существование. По крайней мере, в том виде, в котором мы все его знали. Уже более полугода мне приходится рецензировать «мыло» производства компании HPS Simulations. Причем «компания» — слишком громко сказано. Сидят там какие-нибудь два программиста и в свободное от основной работы время «клепают на коленке» серии воргеймов. А то и вовсе зовут на подмогу парочку дизайнеров-сценаристов, чтобы те за определенную плату сделали несколько карт, расставили на них войска, обозначили «properties» и написали десяток брифингов.
В этот раз ко мне попала очередная часть серии Panzer Campaigns, носящая гордое имя Market Garden '44. Западные историки уважают операцию «Огород» за масштабность и значительность. Значимость не по результатам (которые, кстати, оказались нулевыми), а по задумке. План был поистине гениальным. Кратчайший путь в Германию лежит через Голландию, которая по большей части располагается ниже уровня моря. Сплошные каналы. И мосты, являющиеся очень важными точками, которые нужно либо оборонять, либо взрывать.
Генералу Монтгомери настолько нетерпелось вымыть сапоги в берлинских фонтанах, что он решил обеспечить беспрепятственное наступление наземных сил, захватив ВСЕ мосты по линии Эйндховен-Арнем… ОДНОВРЕМЕННО! Тогда доблестные союзные войска смогли бы походным маршем достигнуть границ с Германией, а там уже и до Берлина рукой подать. Как осуществить такую задумку? Очень просто — парашютным десантом. Поскольку британских парашютистов из 1-ой дивизии, уже готовившейся к высадке в Голландии, явно не хватало, пришлось привлечь поляков из Армии Крайова и, естественно, американские US Airborne Forces — 101-ую и 82-ую дивизии. Результат этих манипуляций вошел в историю как Арнемская воздушно-десантная операция (или «Market»). Жаль, что немецкий генштаб не оценил столь гениальный замысел и выдвинул на высадившихся парашютистов 2-ю танковую дивизию СС, 406-ю пехотную кампфгруппу «Фон Теттау», и 9-ю и 10-ю кампфгруппы СС. Союзники оказались в тяжелейших условиях, что-либо противопоставить «Тиграм» и «Пантерам» было сложно. Самая главная, десантная часть операции сорвалась. О проведении наземной уже не могло быть и речи.
Дадим слово Дэйву Блэкберну (Dave Blackburn), дизайнеру, работающему пилотом вертолета: «Когда я узнал, что Джон решил смоделировать Market Garden, используя движок Panzer Campaigns, я был настроен скептически. Вообще-то в серию, как правило, попадают более крупные сражения. Меня пригласили в команду, и я начал изучать некоторые моменты…» (далее идут хвалебные слова о мужестве английских парашютистов, о военном гении генерала Монтгомери и т. д.). Что же это получается? А получается, что движок просто не подходил для игры, и его пришлось переделывать.
Всего в Market Garden '44 вошло 32 сценария, из них оригинальных — лишь 20 (остальное — вариации на тему «А вот если бы это подразделение располагалось на два гекса правее…»). Играть совершенно неинтересно. Впрочем, есть исключение: сценарий по захвату Голландии образца 1940 года. Да, это здорово и увлекательно — попытаться остановить немецкие танки голландскими велосипедистами. Однака тратить на игру 40-50 долларов (такова примерная цена творений Джона Тиллера) ради одного сценария… извините, не по мне. К тому же здесь нет кампаний! Хотя я в них ни разу по-настоящему и не играл (после пятого хода можно спокойно ложиться спать без всякого снотворного), но все же…
Музыка… Из любопытства я сравнил размеры соответствующих каталогов в трех играх: Panzer Campaigns: Sicily '43, Panzer Campaigns: Kursk '43 и Market Garden '44. Не поверите, байт в байт! Даже победные марши одни и те же, что у союзников, что у русских.
О графике все было сказано в рецензиях на предыдущие части Panzer Campaigns. Собственно, нововведения здесь вообще отсутствуют. Это нам дали понять прямо в анонсе игры на сайте разработчика. Весь features-лист один в один скопирован из Panzer Campaigns: Rzhev '42. Комментарии излишни.
* * *
Ужасная графика, ужасная музыка, ужасный AI, ужасный геймплей. Точная характеристика Market Garden '44.