- Главная/
- Игры/
- Panzer Campaigns: Stalingrad '42/
- Рецензия
Почему у серьезных военно-исторических игр дурная репутация? «Средний геймер» считает их скучным и безумно сложным извращением для фанатиков, что, мягко говоря, не совсем верно. Можно пенять на зеркало, обвиняя общество в непритязательности. Конечно, доля правды тут есть. Но виноваты и сами создатели воргеймов, такие, как HPS Simulations. Начнись мое знакомство с жанром с одного из ее штампованных уродцев, я вряд ли сейчас писал бы эти строки.
Too little, too late
Stalingrad '42 — отнюдь не худший представитель серии Panzer Campaigns, но на что-то необычное надеяться не стоит. Просто Сталинградская битва — событие легендарное, и даже копировальный станок Джона Тиллера (John Tiller) выложился на полную.
Разумеется, уйти от традиционных проблем не удалось. Интерфейс дает массу возможностей, воспользоваться которыми не так-то легко: кнопки очень бедно прорисованы, а исследовать Windows-образное меню — сущая пытка. Устаревшая на десятилетие графика отпугнет и невзыскательных игроков. О творческих способностях художников HPS говорить ни к чему. Под стать лицам солдат-мутантов и музыка. В этот раз Томас Хук (Thomas Hook) терзает наши уши авторским видением гимна Советского Союза (да-да, в 1942 году) и приевшейся пародией на «Deutschland uber alles».
Жалкие придирки? Только если не уважаете себя. Вы ведь в курсе, сколько стоят игры Тиллера? Впрочем, стержень Stalingrad '42 также выплавлен не из лучших сортов стали. Неторопливый движок HPS Simulations обрабатывает результаты хода по 5-10 минут. Из-за особенностей местного управления маневр нескольких дивизий отнимает полчаса, действуя похлеще снотворного. Механика боев далека от идеала, хотя грамотный дизайн сглаживает недостаток. Отечественные войска перестали быть мальчиками для битья, как в Moscow '41, а классический прокол Panzer Campaigns — низкие потери с обеих сторон — скрыт высокой интенсивностью перестрелок.
Так или иначе, воргеймы HPS Simulations нельзя назвать слабыми — авторы держат марку в воссоздании карт и ТТХ юнитов. К сожалению, закрасить шестиугольники в разные цвета и расставить батальоны — еще полдела, а на вторую половину у коллег Тиллера сил хватает не всегда. Тем удивительнее, что Stalingrad '42 — приятное исключение. 40 сценариев (от вариантов «то же самое, но с частями из Северной Африки» никуда не деться) аккуратно разделены по трем периодам — до, после и во время операции «Уран». Миссии интересны, доступны и исторические, и «альтернативные» задания. В основном они проходят «в поле», однако нашлось место и для «схваток за каждый дом». Масштаб Panzer Campaigns великоват для подобной реконструкции, и все же сценарий «The Holy Grail!» (с переправой через Волгу прямо под артиллерийским огнем и немецкими бомбами) — один из самых захватывающих. Если бы не ставшая притчей во языцех вязкость геймплея, в Stalingrad '42 можно было бы играть запоем. Сражения, длящиеся пару дней реальной жизни, — явный перебор, а баталий с разумной продолжительностью до 20 ходов очень мало.
* * *
Увы, даже лучшие проекты HPS вроде Stalingrad '42 — лишь серые унылые мышки. Джону Тиллеру пора сворачивать лавочку.