Светлая тема

Рецензия на игру Panzer Command: Операция "Снежный шторм"

Тема Второй мировой еще долго будет владеть умами создателей воргеймов. Сколько бы мерзкие журналисты ни доказывали, что покупать пять одинаковых игр бессмысленно, Matrix Games все нипочем. Эксперименты — удел Big Time Software и Battlefront. А пока те готовят «антитеррористическую» операцию в Сирии, тандем Matrix и Koios Works подберет со стола оставленные крошки. Не пропадать же добру.

Der Manstein Kommt!

Дело в том, что Panzer Command: Operation Winter Storm — совершенно беззастенчивый клон серии Combat Mission. Заимствован полный комплект, от фирменного «фазового» режима до интерфейсных решений.

Однако копировали разработчики творчески. Бег хронометра прерывается дважды: полноценные приказы выдаются каждые 40 секунд, а раз в 20 секунд их разрешено корректировать (остановить машины, изменить цели). По сравнению с минутными циклами Combat Mission управление заметно гибче, почти на уровне обычных RTS с паузой. Жаль, расчеты очень медленные: на бесцельное созерцание надписей «AI planning» и «Simulating turn» уходит уйма времени1.

«Сюжет» Panzer Command неожиданно приятен. Все-таки на Западе нечасто уделяют столько внимания Восточному фронту. Впрочем, фантазии у Koios хватило лишь на холодные поволжские степи и Гота, рвущегося на выручку к окруженному в Сталинграде Паулюсу. Конечно, декабрь сорок второго — едва ли не самый драматичный момент отечественной истории. Вероятно, тогда и определился исход войны. Но для игры это не лучший выбор. В две промозглые недели трудно уместить нормальный межмиссионный менеджмент. То, что буквально за несколько дней юниты «прокачиваются», обзаводясь медалями и способностями, — форменный фарс. Прохождение кампаний лишено реального стимула, сражения однообразны и сводятся к захвату затерянных в снегах «флагов». В актив Panzer Command можно записать то, что в сценариях нет жесткого таймера, и для их завершения нужно набрать некую сумму очков.

По очевидным причинам пейзаж тут один — унылая грязно-белая «простыня». Наверное, она могла бы быть более живописной, если бы местный движок в чем-то превосходил «моторчик» пятилетней давности. По меньшей мере, имя обязывало выполнить «панцеры» на отлично. Увы, танки обделены полигонами и текстурами высокого разрешения, да и моделей маловато. Еще ужаснее пехота, скользящая над поверхностью2 и поливающая врагов красными и зелеными лучами трассеров, — будто империя наносит ответный удар на Хоте.

Поражение на Аксае

И все же, несмотря на непритязательную внешность, вторичность и технические проблемы, Panzer Command есть за что похвалить. Правда, обидно видеть в мертворожденной поделке те мелочи, о которых мы мечтали в Combat Mission. Надеюсь, Battlefront сделает соответствующие выводы.

Главное нововведение — необходимость руководить лишь лидерами отрядов, а не всеми имеющимися юнитами. При желании можно контролировать бойцов индивидуально, но по умолчанию они повторяют действия офицеров. Исчезла и возня с камерой (в 2006 году традиционный для Big Time Software цирк был бы совсем неприличен). Не считая рубленых форм и аляповатых иконок, Panzer Command достаточно удобна.

Не будь Operation Winter Storm столь слабым проектом, она, скорее всего, обрела бы поклонников среди тех, кто жаждет примерить майорские погоны, не заботясь об учете числа твердости по Бриннелю при пробивании брони. Если отбросить взятую из Combat Mission основу, Panzer Command сильно упрощена — в ней используются правила бесплатной настольной игры Panzer War, и ход боя определяет не высшая математика, а броски десятигранников. Видимо, в этом прелесть для категории игроков, которым проще освоить условности, чем доверять легендам о «честной баллистике». «Правоверным» воргеймерам, пожалуй, беспокоиться не стоит.

Отрадно, что в Koios Works пытались показать различия в тактической подготовке советских и немецких частей. У нацистов четче налажена связь с бьющей из-за края карты артиллерией (как и в Barbarossa to Berlin). Кроме того, солдаты вермахта обучены хитрому приему, когда «тройки» продвигаются вперед, попеременно прикрывая друг друга.

В целом искусственный интеллект не хватает звезд с неба и требует «короткого поводка», но ответственно справляется с прямыми задачами. Из-за примитивной системы морали подразделения ведут себя крайне предсказуемо. Зато авторы уберегли Panzer Command от паникеров, путающих планы AI. И все же компьютер вряд ли одержит верх без значительного преимущества в живой силе и технике. Его конек — выстроенная дизайнерами статичная оборона. Впрочем, как и в CM, избиение электронного болванчика здесь — разминка перед PBEM-партиями.

* * *

Panzer Command безнадежно отстает от своего прототипа. Если вам интересен именно этот эпизод войны, не ломайте голову и загрузите в старушке CM: BtB операции, названия которых употреблены мной в качестве подзаголовков.

1Вероятно, это не касается процессоров Intel. Оцените системные требования. Похоже, Panzer Command оптимизировали исключительно под них. А что, $30000, полученные разработчиками за победу в номинации Best Threaded Game на Intel Game Demo Contest, вовсе не лишние.

2Нет, не на лыжах.