Жизнь — сложная и загадочная штука. Совсем недавно я играл в Company of Heroes и восхищался талантливостью сотрудников Relic, создавших едва ли не лучшую военную RTS последних лет при помощи знакомых каждому игроку приемов и штампов. Судьба ParaWorld не менее показательна. Беда лишь в том, что, копируя полотна мастеров, немецкие кустари проигнорировали пусть и отрицательный, но все равно бесценный опыт своих товарищей. Итог творческих исканий печален и поучителен: заезжие диплодоки ставят спектакль «Age of Empires про динозавров».
Герои и динозавры
Справедливости ради скажу, что в стране вольнолюбивых тираннозавров и мамонтов встречаются живописные уголки. Вступительный ролик наверняка заставит ваше сердце биться быстрее. Жаль, остальные составляющие ему заметно проигрывают. В меру бредовый сюжет (подаваемый посредством замыленных видеовставок «почти на движке») мог бы стать основой детского мультсериала, однако с высоты предпенсионного возраста трудно всерьез воспринимать потуги сценаристов. Параллельный мир, населенный доисторическим зверьем, тройка неунывающих лопухов-героев, которыми помыкают все кому не лень, опереточный злодей, обустроивший базу в кратере вулкана, традиционные стенания «ах, как мы хотим домой»… Маэстро Спилберг (Steven Spielberg) уже на месте, для полного счастья не хватает только Майка Майерса (Mike Myers) и Питера Джексона (Peter Jackson) под ручку с Кинг-Конгом.
Скриншоты144
Путь на родину долог и тернист. Одиночная кампания поочередно знакомит нас с представителями трех туземных наций (условные «викинги», «арабы-египтяне» и «японцы») и позволяет надрать филейные части тела приспешникам земного империализма. Национальный колорит льется через край. Северяне выставляют на поле брани мужиков-с-топорами и неуправляемых берсерков, кочевники размахивают кривыми ятаганами и швыряют ядовитых змей, а потусторонние сегуны стращают самураями и ниндзя.
Заявленные в качестве основного блюда динозавры совершенно лишены должного колорита. Было бы здорово поймать дикого ящера в лесу, приручить его, накормить, увешать пластами брони… Представили? Теперь забудьте! Такого рода нюансы не вписываются в рамки понятия «клон обыкновенный в реальном времени». Не облизывайтесь на мирно прохаживающихся по округе гигантов — это просто съедобные элементы пейзажа. Домашние монстры вылупляются на «заводах» точно так же, как стандартная пехота или забавные «средневековые» танки. Наштамповал — в бой, наштамповал — в бой. Эстетствующих милитаристов утешат разве что корзины, закрепленные на спинах и боках крупных особей. Посадив туда отряд лучников, можно превратить послушное чудо-юдо в ходячую крепость.
Строительство и охота за ресурсами ненасытно лопают часы. Помимо неизменного комплекта «елки/камень/пища» необходимо терпеливо копить «черепа» опыта — волшебные у.е. пригодятся для найма героев и апгрейда воинов. Разделение на «эпохи» отчетливо напоминает Age of Empires. Переход на следующую ступень эволюции требует внушительных материальных вложений (цена постоянно растет), но и награда соответствующая — новые здания и мощные рекруты.
Защитить территорию от посягательств помогают частокол, плюющиеся стрелами башни и несовместимая с жизнью храбрость обороняющихся. Если заменить «храбрость» на «врожденное самурайское коварство», приоритеты резко изменятся. Дефицит населения вынуждает внебрачных детей Дракона использовать бесчестные уловки. Сдайте в утиль нелепый забор, невидимая полоса препятствий гораздо опаснее. Тех везунчиков, что сумеют выдержать адский жар огненных ловушек, ждут внезапно вылетающие из-под земли шипы и фирменные «вьетнамские» капканы.
Опытным путем
Набор юнитами опыта — наиболее спорная из особенностей ParaWorld. Дело в том, что максимальная сила воинства искусственно ограничена. Под нашим началом может служить всего один боец пятого уровня, три — четвертого, восемь — третьего, и далее по нисходящей. Чувствуете, чем пахнет? Сколько коттеджей ни строй, численность ударной группы не увеличится. С героями и их внутренним развитием связана небезынтересная деталь. Перезаряжаемые сверхспособности (aka «могучий пинок») — сущая ерунда по сравнению с уникальными юнитами, которых дарит народу прокачанный лидер. Презенты разнятся в зависимости от выбранного персонажа и племени. Например, хрупкий интеллигент Бела снабдит союзников арбалетчиками или снайперами, а здоровяк Энтони научит дрессировать пузатых сумоистов.
Перечисленные выкрутасы еле-еле влияют на тактику. Выделил, отправил в бой, сосчитал потери, подлечился… Одни юниты лихо отгрызают заклепки на технике, другие эффективно противостоят животным, но если вы ненароком что-нибудь напутаете, катастрофы не произойдет. Забыли взять в поход пушки? Будете ломать защитные сооружения головой и подручными средствами. Главное — концентрировать силы в одной точке и вовремя подгонять на фронт подкрепления.
Миссии не отличаются изяществом и красотой. ParaWorld тяготеет к классическим для RTS аттракционам (пришел, отгрохал базу, убил всех), а приправленные скриптами забеги по улицам Священного города не пытаются поразить нелинейностью и многообразием ситуаций. Никакой конкуренции SpellForce и Warcraft 3. По завершении задания игра оценит ваши достижения в очках, которыми можно оплатить услуги наемников. Ближе к развязке вы отблагодарите разработчиков за широкий жест, поскольку враги атакуют почти сразу, не давая возможности отстроить инфраструктуру и спокойно нарожать богатырей.
Выглядят юрские приключения на слабую четверку. При хорошем закатном освещении да с правильного ракурса несложно нащелкать открыточных кадров, но всевидящий глаз регулярно натыкается на графические непотребства. Вот заблудившийся мамонт растерянно качает угловатыми бивнями, вот спрайтовая ромашка пугает пробившимися через толстый слой антиальясинга квадратами, вот два призрачных брахиозавра неспешно проходят друг сквозь друга… Аляповатая гамма в духе Warcraft 3 сегодня отпугивает. Привыкнув к холодному аристократизму Company of Heroes, тяжело возвращаться в балаган (дошло до того, что стоящие в колеснице лучники стреляют не в ту сторону, куда смотрят).
А многопользовательский режим оказался лучше, чем я ожидал. Вопреки внешнему сходству, игровые «фракции» существенно различаются. Вариантов — трицератопс наплакал: «domination», «defend» и стандартный «deathmatch». Собрались повоевать вволю, избежав длительной возни с микроменеджментом? Обращайтесь в соседнее окно. В Spieleentwicklungskombinat (столь неординарный псевдоним избрали себе отцы ParaWorld) о таких извращениях не слышали.
В качестве финального аккорда упомяну интересные программные шутки. Не волнуйтесь, в целом игра работает стабильно, предлагая решать возникающие проблемы тихо и по-домашнему. Появились беспричинные тормоза? Почистите кэш. Душевные дядьки из QA-отдела не стали настаивать на оптимизации движка, зато добавили в меню специальную кнопку. Надумали включить AI-помощника? Все опять в ваших руках. Readme, извиняясь за накладки, советует поправить пару строк в файле конфигурации. Очаровательно. Скоро нас попросят самостоятельно настраивать баланс, сочинять диалоги и пришивать «заплатки».
Доисторический кло(у)н
Пока сотни ученых мечтали клонировать древних динозавров, коллектив друзей-мамонтолюбов из Германии успешно справился с этой нетривиальной задачей. Правда, вытащить ParaWorld из серой массы конкурентов им не удалось, и получился типичный «клон с претензиями», добротный и невыразимо скучный. Выражаясь пафосно, «between the gutter and the star».