Светлая тема

Рецензия на игру Тропа. Страшная сказка

Давно минуло то благословенное время, когда компьютерная игра была исключительно забавой и ни на что больше не претендовала. Сегодняшнего игрока сложно удивить. Классную графику пробовали — объелись. Захватывающий сюжет? Сколько их, хороших и разных, прошло мимо нас… Свобода действий? Этого добра вообще навалом, разве что ленивый не обещает.

Разработчики часто стремятся поднять свои проекты до уровня вечных культурных ценностей, дабы те не затерялись в серой массе. Правда, немногим удается создать нечто действительно стоящее, а среди них лишь избранные совмещают арт-хаус с развлечением так, чтобы ни одна сторона не пострадала.

У команды Tale of Tales отчасти получилось, их The Path — настоящее искусство. Но как в это играть?

Что есть Путь?

Жанр, к которому принадлежит The Path, обозначить трудно. Адвенчура с элементами RPG? Хоррор? С тем же успехом можно назвать игру интерактивным фильмом. Во всяком случае, геймплей кажется совершенно непривычным.

Итак, мы знакомимся с шестью девочками — Робин, Розой, Руби, Джинджер, Кармен и Скарлет, — выбираем понравившуюся и отправляемся в лес, проведать бабушку. Совсем как в сказке о Красной шапочке. Целей всего две: а) добраться до обиталища престарелой родственницы; б) не сойти с пути. Проще простого? О да: внучка в гостях, все живы и здоровы, только вот уровень провален. Секретные зоны не открыты, предметы не собраны, а самое главное — «шапочка» не пересеклась с волком.

И снова героиня на дороге. Единственный путь лежит… через отказ от пути — спокойного, тихого, вымощенного желтым камнем. Лес хочет кое о чем спросить. Кто эти девочки: сестры или символические образы взросления? Почему встреча с волком для них обязательна и неотвратима? Что есть Путь?

Бегущие с волками

Каждая девочка — личность со своими проблемами, страхами, мыслями и мироощущением. Там, где веселая сорвиголова Джинджер с удовольствием залезет на дерево, не заметив кладбища в двух шагах от нее, серьезная Скарлет обратит внимание на шесть свежих могил, одна из которых пустует, словно поджидает кого-то.

Лес — великолепный, страшный, светлый, темный, безжалостный и т. д. — полон вещей и существ. Строгий порядок взаимодействия с объектами, традиционный для адвенчур, тут невозможен в принципе — предметы, люди и локации меняют местонахождение с каждой новой загрузкой. Изучать территории можно в любой последовательности. Свобода? Если бы! Как раз права выбора нам почти не оставили. Не мы решаем, что именно сделают «шапочки» в том или ином месте. Наша задача — отпустить клавишу W и ждать, пока путешественница сама обнаружит палатку, кресло, детскую площадку или рояль в кустах (да, один из здешних сюрпризов — фортепиано). Реакции юных исследовательниц на одно и то же явление будут в корне разными.

Изображения найденных вещей попадают в специальную корзинку для сбора воспоминаний. Нет, это не инвентарь. Выдернув из трухлявого пенька нож, не рассчитывайте потом напасть с ним на волка, перерезать веревку или поковыряться в замке. Зато вы увидите новые комнаты бабушкиного жилища… с вашей находкой. Кстати, мы уже у пресловутого домика. Дернем за веревочку?

Где твои большие зубы?

Тонкий мостик ведет к вроде бы безобидной маленькой усадьбе. Внутри — зловещее освещение, анфилада сюрреалистических помещений, полуоткрытые двери, за которыми — неизвестность. Мелькание тревожных кадров, неожиданная смена ритма, переход к виду от первого лица в заключительной сцене. И финал, независимо от предыдущих событий, всегда трагичен. Дальше — затемнение и совсем уж издевательская надпись «Success!». Зверь съел девочку, ура. Всем спасибо, все свободны.

А волк-то — какой он? Четырехлапый, серый, клыкастый? Отнюдь. Вернее, и такой тоже. Но в большинстве случаев речь идет о встрече с почти привлекательным на вид человеком. Конечно, насилия и зверств не будет — даже кошмар должен быть изысканным.

Полюбуйтесь на цветущее поле: здесь милая девочка в красном платье подойдет к Джинджер сзади и закроет ладонями ее глаза, как сделала бы старая подруга. Вот пустынная сцена, невесть откуда выросшая посреди леса: здесь красивая девушка-пианистка начнет играть в четыре руки со Скарлет. И красный занавес неторопливо, жутко опустится, скрывая происходящее. А после, у бабушки — намеки, возникающие на долю секунды. В Tale of Tales отлично понимают, насколько недосказанность страшнее определенности. Вероятно, поэтому вокруг так тихо. Нас постоянно сопровождают музыка и звуки, но ни одно слово не произносится вслух. Комментарии — только в виде субтитров.

Путь к совершенству

Графика в The Path необычна, как и все остальное. Перед нами — сон, видение, слегка расплывчатое, странное со всех точек зрения. Картинку постоянно обволакивают полупрозрачные тени: цветы, люди, следы на песке. Вот ласковое солнце пробивается сквозь листву. Разве могут в этом царстве покоя и света водиться волки? Но дождитесь ночи — и посмотрите на злобно оскалившийся ветками лес!

Увы, The Path — не игра в привычном понимании. Мы можем часами гулять по заповедным тропинкам и не обнаружить ни объекта, ни субъекта, с которыми удалось бы хоть что-нибудь сотворить. Поначалу, когда шепоты, скрипы, вязкое дыхание за спиной еще воспринимаются остро, нам страшно и, вместе с тем, интересно. Затем «атрибутика ужаса» надоедает, подступает скука…

Особенно неприятно, что в ключевых локациях героини перестают бегать. Управление неудобно: девочки идут очень медленно и на ходу даже не замечают активные точки. Коронным номером разработчиков из серии «обломай игрока» стал переход к бабушкиному домику, преодолеваемый черепашьим шагом. Кто помешал авторам заменить это шестикратное испытание нервов коротким роликом?

* * *

Ценитель прекрасного придет в восторг от глубины, гармоничного оформления, безупречно выдержанного стиля The Path. Игрок бросит ее после десяти минут блуждания по лесу. И оба будут по-своему правы.