- Главная/
- Игры/
- Patrician 3: Расцвет Ганзы/
- Рецензия
Оценка за поведение
Когда-то, в бытность свою учеником одного своеобразного лицея, мне довелось стать участником одного любопытного педагогического эксперимента: знакомую с первого класса пятибалльную шкалу успеваемости расширили до 100 (впрочем, с обязательным обратным пересчетом, все-таки аттестат заполнялся в соответствии с государственным стандартом). Я не понимал, кому нужны эти сложности, до тех пор, пока не ощутил на себе всю обидную прелесть оценки 69.
70 — уже четверка. 69 — крайняя ступень тройки, ничтожная, но роковая. Такая оценка совершенно не отражала знание предмета; для учителя это был способ продемонстрировать свое отношение к ученику, а для ученика — повод задуматься… Как правило, одну сотую от красивого аттестата у нас отнимали за некрасивое поведение. Сегодня я забираю ее у Ascaron примерно по той же причине.
Искусство делать деньги
Спору нет, маркетинг — дело тонкое, серьезное и полезное… обидно только, что он не всегда совместим с совестью. И с математикой тоже: если из Patrician 3 вычесть Patrician 2, останется нечто круглое, пустотелое, подозрительно напоминающее ноль. В родной Германии Ascaron ведет себя честнее, там Р3 продается как аддон (Patrizier II Gold-Edition), чем он, по сути, и является. С какой целью для остального просвещенного мира нужно было дорисовывать еще одну палочку к римской цифре II? Лучше бы потрудились обновить заставку, ибо нынешний вариант (оригинальный ролик из Р2, предваряемый словами «Для тех, кто не помнит, как все это начиналось») выглядит небрежной и неуважительной отмашкой.
Конечно, Р2 был хорош, поэтому дополнение (будем смотреть правде в глаза) к нему не могло оказаться неудобоваримой штукой, и все-таки… В отличие от, скажем, Strategy First, раз за разом продающей одно и то же блюдо (Disciples 2), но под новым соусом, немецкие шеф-повары предлагают нам купить то же блюдо, с тем же соусом, но в новой тарелке. Список новых возможностей, добавленных в игру, при желании можно растянуть на добрую сотню строк, однако от этого он не станет менее пустым. Смотрите сами: чуть больше городов (до 25), обновленная графика (в основном — новые погодные эффекты), обновленный интерфейс (жирная красная кнопка «Fire!» на экране кораблей), якобы обновленный AI, возможность самому строить города, новые индустриальные здания, новые сухопутные торговые маршруты, расширенные настройки уровня сложности и т. д. Плюс, конечно, еще одна кампания и четыре миссии. Плюс редактор карт. Все.
Много или мало? На мой взгляд, для полноценной игры недостаточно. «Аддон», как и полагается, делает нашу жизнь удобнее, но сложнее. В отличие от оригинальных кампаний (которые, конечно, тоже присутствуют в Р3), где мы начинали восхождение с самых низов, здесь игрокам предлагается почувствовать себя в шкуре богатея, ставшего жертвой жестоких обстоятельств, будь то засуха, пожар, чума или глупость двоюродного братца. Кампания же и вовсе посвящена восстановлению пришедшей в упадок Ганзейской лиги. Далеко не тривиальная задача, спешу заметить. Новичков в Р3 не очень жалуют: пока разберешься с азами, время будет безнадежно упущено, деньги потрачены, игра проиграна…
Но, кроме возросшей сложности, в Р3 нет практически ничего нового. Ни погодные эффекты и их влияние на геймплей (вроде падения производительности или блокировки городов вставшими льдами), ни новые строения (всего 6 штук), ни новые средства торговли и управления (появившиеся благодаря «просьбам игроков» наземные торговые пути, новые возможности мэра города и проч.) не прибавляют ничего к тому, что мы называем «gaming experience». Стоит немного сориентироваться, и PR-вуаль спадает с глаз, а перед нами возникает старый добрый Patrician 2, слегка похорошевший лицом (впрочем, его брат-близнец Port Royale все равно выглядит лучше), чуть раздавшийся в плечах, чуть поумневший… Господам из Ascaron следовало бы поучиться жизни у Firaxis Games: их Play the World (с новой заставкой, между прочим) был гораздо более выразителен и при этом имел скромность НЕ называться Civilization 4.
Двигатель прогресса
Однако, при всей заслуженной критике, я не могу оценить Р3 ниже, чем на четверку. Причина проста: потому что «Патриций». Потому что игра все равно увлекает и захватывает. Каждый раз, запуская ее лишь с целью окинуть взглядом, опробовать features-лист, ознакомиться с миссиями и забыть, я через некоторое время обнаруживал себя нервно грызущим карандаш рядом с листом бумаги, испещренным неровными столбиками цифр. По голубому экрану медленно ползли кораблики, их трюмы ломились от экзотических товаров, в городах невидимые рабочие заполняли склады и возводили дома, дрожащая рука заполняла на злополучном листке графы «production» и «consumption», а ночь упорно превращалась в утро. «Фичи» оказывались забытыми, обидная цифра III — тоже. Оставалась лишь торговля, торговля, торговля…
* * *
В итоге Patrician 3 можно рекомендовать лишь тем, кто по какой-либо причине пропустил Patrician 2. Оригинальные кампании и полезные нововведения делают освоение игры не очень трудным, а новые миссии впоследствии дадут хорошую пищу для ума. Владельцам P2 стоит приобрести третью часть только из большой любви к оригиналу — ничего кардинально нового вы в ней не обнаружите, но если пиратский дух более современных Port Royale и Tortuga вам не по душе, то Р3, пожалуй, будет наилучшим выбором.