- Главная/
- Игры/
- Пенумбра 2. Дневники мертвецов/
- Рецензия
…Вот такая вот
музыка,
Такая, блин, вечная молодость.
Чиж и Ко
В каморку, что за слякотным
залом,
Репрессирован вольный наш малый,
Банально из-за канальи
Под названием «монстр»…
Есть треш-ужастики, и есть ужастики классом повыше. Для тех, кто к жанру относится с высоты голубиного полета, поясню, что «повыше» — не значит «лучше». Для сравнения возьмите низкобюджетных «Зловещих мертвецов» и прилизанную «Обитель зла». И там, и там кусают зомби. Но! Брутальность и хитрые режиссерские приемчики — с одной, и попсовые эффекты наряду с вымученной историей — с другой стороны. Наверное, потому треш и стал культом, а игровой культ — кинотрешем (в ругательном смысле слова).
Похожий расклад заметен и в дилогии Penumbra. Или «Пенумбра», согласно локализации. К последней, впрочем, претензий нынче нет: блестящая адаптация от Snowball, даже и не подкопаться. Снимаю шляпу и ем ее с горчицей. Но ежели Snowball я давно доверяю, то поведение Frictional Games настораживало. Обратите внимание: от идеи «трилогии» она отказалась, хотя и не стоило бы. Такова уж судьба бедных независимых разработчиков, которые тоже иной раз не прочь покушать. Вот и слили обе части воедино. Вышло куце, обрывочно и местами чересчур банально. Конечно, до низкопробной «клюквы» тандему далеко. И все же, если Overture держала уровень хорошей кустарной страшилки, то Black Plague пошла по пути голливудской промокашки. И первой тревожной ласточкой выпорхнул вирус.
Удары, рыки, стоны… Атас!
Бесконечна ирония:
Руководить попечителем гения
Нам посмело мешать сознание…
Не подумайте, ваш компьютер не начнет выводить сообщения из разряда «я знаю, за кого вы голосовали на прошлых выборах». Просто сюжет влез на территорию ленивых сценаристов, грезящих микробами и бациллами. Зараза гуляет по шахтам Гренландии, и группа исследователей во главе с отцом нашего героя (Говардом Лавк… Лафреском) пала ее жертвой. Записки типа «они превращаются в монстров… мутируют… конец близок…» разбивают сердце своей затасканностью. И нас еще отсылают к Лавкрафту. Да писатель в гробу подскочит! Особенно после появления обещанных мутантов.
Решив поражать натурализмом, авторы наплодили бесстыдных голых уродцев. Почему-то сплошь мальчиков, судя по… гм, неважно. Мертвяки уныло бродят по коридорам, порой сжимая топор в облезлых ручках, и демонстративно порыкивают. Убежать от них — дело нескольких секунд, тем более что нейтрализовать мертвяков привычным способом не выйдет. Филип таинственным образом разучился орудовать кирками, камнями и арматурой, коих на уровнях стабильно в избытке. Теперь он сидит в тени, а то и деру дает. Максимум — швырнет стулом в раскоряченный силуэт. И никакого вялого, неуклюжего экшена. Правда, мне он импонировал. Интерактивности добавлял, знаете ли.
Принципы, между прочим, те же: физический движок позволяет хватать с земли почти любую доступную хламину, толкать тумбы и складывать горки из подножного скарба. Иногда свобода действий обязывает к весьма творческим решениям, иногда — напротив, гоняет из пустого в порожнее. Мосты из коробок где мы только не строили… Да и потрошить ящики со шкафами в надежде выудить оттуда что-нибудь помимо лекарств и комплекта батареек, мягко говоря, надоедает. Опасения, будто потенциал движка снова задействовали лишь на полкатушки, возрастают ближе к развязке, когда нас в срочном порядке начинают закидывать кислыми пазлами с рычагами и подвижными плитами. Видно, что торопились. Потому и хоррора недодали.
Еще был «Рыжий» в нетленочке,
Той, что явилась годом раньше.
У него была склонность к
воспламенению.
Он был испепелен напарником…
Страх нагоняют с самого начала: Филип просыпается в душной каморке, сознание упорно чудит, а слух тем временем выхватывает чье-то чавканье за дверью. Крик, гадкие звуки раздираемой на куски плоти и тишина… Мурашки по коже! Подобная цветомузыка очень способствует созданию настроения. «Режиссеры», однако, не стали злоупотреблять сим популярным в хоррор-кругах приемом и обратились к другой «фишечке», получившей распространение в квестовых страшилках последних лет — т.н. играм разума.
Засевший в голове инородный вирус изрядно потреплет нервы на протяжении недолгого путешествия. Довольно неожиданная компания после безвременно почившего «Рыжего». Притом поганец не просто отпускает всякие едкие комментарии, напоминая скитальцу о его гениальном папаше и о жертве мартеновских печей. Он буквально перетрясает мозг бедолаги, «наводя порядок». Болезненные глюки и провалы в памяти приправлены на удивление добротным черным юмором, в традициях того же Рэйми (Sam Raimi). Кому-то такой финт покажется неуместным — и зря. Суровости Dark Corners of the Earth тут никто не обещал, хотя приключение обязано ему немалым. Про Лавкрафта молчу, достаточно издевательств на сегодня. А вот галлюцинации и беспокойный stealth явно навеяны. Еще бы коридоров не было…
«Ох уж эти коридоры, как я вас понимаю!». В оригинале натерпелись, так нет — и сюда приплели парочку лабиринтов. Лучше б заставили долбить стены киркой или петлять по вентиляционным шахтам, ей-богу. Разрезать фонариком темноту, выхватывая запутанные схемы на стенах, искать способ отпереть очередную тяжелую дверь, вычислять маршруты мертвяков бесконечно скучно. Неужто разработчикам невдомек? Сколько бы ни вставляли сюжетные триггеры и шокирующие сценки, геймплею-то от них не легче. Penumbra 2 по-прежнему являет собой пример крепкой инновационной демо-версии. Вот такая вот вечная хоррорность.
P.S. Перед самой публикацией статьи пришло известие об аддоне, над которым Frictional Games корпит, засучив рукава. Настоящие фанаты своего дела!