Среднее время в игре: 1 час

Пенумбра: Темный мир

Добавить в
Мои игры
954
Добавить в
Вишлист 5
Сохранить в
Коллекцию
30
Так себе
14
Шедевр
9
Ужасно
9

Рецензия

Прежде чем приступить к Penumbra (что в переводе на русский означает «полутень», а вовсе не придуманное локализаторами слово), я позволю себе немного старческого брюзжания. Издревле адвенчуры поносят за их «застойность», верность традициям. Такова судьба жанра, за десять лет прошедшего путь от черного окошка до картинок и «умного» курсора. Десять лет не стихают и крики о «живом трупе»; хоронили еще в середине 1990-х. Парочка цитат с GameSpot: «Компьютерные игры, в особенности адвенчуры, нуждаются в серьезных инновациях, но эта жалкая адвенчурка ничем подобным похвастаться не может…» — I Have No Mouth and I Must Scream, 1996 г. Оценка: 4.3/10. «Умные, инновационные игрушки вроде Resident Evil и Indigo Prophecy приложили немало усилий, пытаясь развить адвенчуры в нечто более динамичное и увлекательное; Scratches же застряла в прошлом…» — Scratches, 2006 г. Оценка: 3.9/10. Есть подозрение, что сия патологическая неприязнь со стороны крупных изданий и стала причиной клинической смерти приключений (а их нынешнее качество действительно оставляет желать). Раскол на лагери — indie, интерактивные фильмы и треш — ничего хорошего не сулит… И вот появляется очередной проект, который четверо студентов набросали в свободное от учебы время. Признаки «наколенности» налицо: крошечная команда, собственный движок и хоррор-тематика в услужении. Нетипичны только амбиции, бьющие через край. Тумба-пенумбра Нам пообещали революцию, нестандартный подход к механике, что, согласитесь, нечасто встретишь. Обмолвись авторы об «эпическом сюжете», «полной нелинейности» и «миллионе вариантов прохождения», никто бы и внимания не обратил. То ли дело физика! Недаром техно-демо 2006 года огребло море восторгов и издателя в придачу. Изобретение приятелей не раздвигает границы (кого нынче удивишь гравитацией и лесенками из коробок?); просто до них разработчики редко использовали технологию в мирных, квестовых целях. Тут же на ней выстроен весь геймплей. В нашем распоряжении — обыкновенная мужская волосатая рука. И этой рукой мы вольны хвататься практически за любой предмет в зоне видимости. Подчеркиваю: предмет, а не то, о чем подумали самые маленькие читатели. Людей в кадре вообще нет, бюджет-то не резиновый. Зато там и сям в избытке разбросаны доски, камешки, бутылки, огнетушители и тому подобный скарб, доступный для перетаскивания, пинания и швыряния. На ознакомительной локации нам дают разобраться с управлением, а заодно подивиться на прочие графические прелести. Игра со светом и тенями великолепна, без дураков. И в целом очень здорово, хотя печать «гаражности» заметна и в немодной угловатости, и в излишней клонированности, и в безобразных моделях зверушек. Не Havok, конечно, но о какой конкуренции может идти речь? Возвращаясь к главной детали интерфейса, нельзя не вспомнить Myst 4. Маячащая перед взором конечность пытается имитировать нашу с вами повседневную кисть: обвивается вокруг объектов, поворачивает вентили, тянет ящики и толкает тележки. Маячит она далеко не всегда, лишь при наезде на «активные» декорации. Впрочем, для отдельных эстетов есть специальный режим «вечной ладошки» для более удобного прицеливания. Куда сложнее приноровиться к оружию (преимущественно колюще-режущему), однако на то Penumbra и адвенчура. Здесь не ломятся напролом, а ползают на брюхе и прячутся в тени от разных гадин. Стиль-с. Барабашка из преисподней Adventure, action и stealth гармонично сосуществуют под шапкой пещерного ужастика. Не в смысле «доисторического», а в смысле — пугаться будем в пещерах и катакомбах, куда нелегкая занесла героя. Речь, само собой, идет о полной версии-2007. Срочным курьером доставили сценарий и облекли его в читабельную форму. В лучших традициях survival horror предстоит много рыться в дневниках и мало болтать. Персонаж, по сути, один-единственный и возникает ближе к середине, в образе «голоса по рации». И то хлеб. Завязка Penumbra также выполнена а-ля «походные заметки». Молодой человек получает весточку от отца, которого он знать не знает и, собственно, никогда не узнает (сбежавший глава семьи намедни скончался). Письмо извиняется за прошлые ошибки и сообщает об оставленных в наследство документах — результатах научных исследований. Заинтригованный сын начинает рыться в них, несмотря на предупреждения «не соваться», а уже спустя год сборов и душевных метаний снаряженная экспедиция отбывает к берегам Северной Гренландии… «Опасность во льдах» — что-то здесь есть от At the Mountains of Madness. Папашу, кстати, величают Говардом, а самого парня — Филипом. Не то чтобы повеяло Лавкрафтом, но дань автору чувствуется. Прибыв к пункту назначения и мигом забравшись под землю, Филип обнаруживает следы сгинувших ученых: технику, брошенные инструменты, дневники, кровавые пятна и… ни намека на трупы. Закапываясь вглубь туннелей и блуждая по их переплетениям, он постепенно подбирается к разгадке… гм… тайны. Честно говоря, особых сюрпризов нам не заготовили. Редкие клочки информации служат скорее для нагнетания. Видно, что прикручивали сюжетец в последний момент, хотя доля саспенса и даже трагичности в нем, безусловно, присутствует. Намного ощутимее нехватка атмосферы. На первых порах ее навалом: гнетущий спуск в неизвестность, периодические встряски и обвалы, вырываемые из сумрака островки недавней трагедии и страх перед неизвестностью. Невольные сравнения с Call of Cthulhu закрадываются после знакомства с мироощущением путешественника, болезненно реагирующего на малейшие проявления опасности. Экран окрашивается в бурые цвета, ходит ходуном, деформируется — словом, дает почувствовать на своей шкуре переживания трусишки. Беспокойство проходит, когда появляются кособокие «монстры», а все хоррор-элементы обрастают предсказуемостью. Открывая очередную дверь и проникая в очередной лабиринт, заселенный мертвыми псами, начинаешь скучать. Твари разгуливают по заученным маршрутам, их модельки, что скрывать, не впечатляют, AI — и подавно. А едва понимаешь, что кроме собачек, паучков и червячков бояться некого, на душе становится как-то уныло. Не из-за скудного количества, нет. Неоконченная пьеса для морга Недостает разнообразия, умелых постановочных сценок. Красться в темноте с фонариком наперевес и прислушиваться к завываниям чудовищ — наибородатейший прием. Конечно, красочным эпизодам нашли место (спасение от червя-переростка с легкостью заменит побег из гостиницы в DCotE), да только маловато будет. Ближе к финалу дело налаживается, однако все портит надпись «to be continued». Уместная (Episode One длиннее нынешних сериалов, порядка 7-9 часов), но несвоевременная. Мотание по шахтам «1-2-3-99…» и тыканье в запертые двери сопровождают тривиальные головоломки. Выдавливать ключ из замочной скважины на бумажку — ну что за безобразие?! Очень обижает скомканный потенциал. Физики-то достаточно; с соответствующими задачками напряженка. Когда в пятый раз вычисляешь код, непроизвольно задумываешься: неужели при таких-то возможностях ничего интереснее не смогли изобрести? Что же касается «монстров»… Отгонять пауков при помощи света или кидать динамит в облезлых дворняг весело лишь до поры до времени. Иногда затаившийся враг куда страшнее врага видимого… * * * По большому счету — выдающаяся работа. По малому — все то же проверенное техно-демо. Независимая конторка Frictional Games смачно плюнула на потуги могучих издателей продолжить род адвенчурный за счет утилизации основ жанра. За одно это спасибо. P.S. Пользуясь случаем, хочу прорекламировать бесплатную Fiend, с которой Frictional дебютировала в далеком 2001 году. Несмотря на «вид сверху» и заезженный игровой процесс, любительское посвящение Лавкрафту пробирает до косточек. Вот где атмосфера!
Платформы
Рейтинг Metacritic
73
Дата выхода
30 мар. 2007 г.
Разработчик
Frictional Games
Издатель
Frictional Games, Lexicon Entertainment
Возрастной рейтинг
Not rated
Сайт
http://www.penumbragame.com
Penumbra: Necrologue ► Всё очень знакомо ► #1
12 нояб. 2014 г.
Kuplinov ► Play
Penumbra Series PC Game Review
3 окт. 2016 г.
GmanLives
Penumbra Overture (Review)
15 апр. 2010 г.
AdventureRev...
Прохождение Penumbra: Overture #1 (Начало)
30 апр. 2013 г.
Хлебный Хлеб
Обзор игры Penumbra 2 Дневники мертвецов от MKOasileym
16 апр. 2011 г.
MKOasileym
Penumbra: Overture Walkthrough Part 1 Gameplay Review Let's Play Playthrough (PC)
14 июн. 2013 г.
GrimReplay
Показать все видео
13,697 items
Сценарист
Главные работы11
+
Написать рецензию
😴
No game here yet
Шедевр
Так себе
Ужасно