- Главная/
- Игры/
- Perfect Checkmate/
- Рецензия
Однажды к Россини пришел некий начинающий композитор с партитурой своего только-только написанного произведения и попросил его оценить и отрецензировать. Великий маэстро, бегло просмотрев листки, произнес с улыбкой на устах: ”В вашей композиции, молодой человек, присутствует и новое, и прекрасное. Да вот беда: то, что прекрасно, к сожалению, не ново, а что ново - не есть прекрасно.”
И, между прочим, мораль сей притчи почти идеально и в полной мере иллюстрирует Perfect Chessmate - еще одну “новинку”, недавно обнаружившуюся в череде многочисленных шахматных симуляторов. Думаю, нет нужды объяснять, что рецензирование логических игр, - занятие отнюдь не из благодарных, ибо такие традиционные моменты, как графика, звук, эффекты в них отходят на второй план, попадая в тень порой блестящего замысла “головоломщиков”, придумавших и воплотивших неординарную задачу. И уж в особенности (!) к шахматам придираться из-за не слишком яркой картинки - просто грех. А о геймплее рассуждать вообще смешно и нелепо.
Поэтому давайте вспомним вышеприведенную цитату. Perfect Chessmate - как раз тот случай, когда откопать какие-либо значимые в свете наших интересов особенности почти невозможно. Ощущение deja vu игроку гарантировано, ибо все, буквально все из того, что игра может продемонстрировать, все уже видели во Fritz, Chessmaster, USCF Chess и других шахматных симах. И ведь при этом обвинить разработчиков в плагиате не представляется возможным, поскольку все подобные программы по определению схожи между собой как близнецы. Кстати, для Expert Software, команды, известной в народе своими логическими игрушками, РС уже не первый блин в шахматостроении. В 95-м эти ребята выпустили проект (довольно посредственный, надо заметить) под названием Championship Chess, и сегодня перед нами, как ни крути, несколько похорошевшая и располневшая версия той самой игры.
Этюд в клетчатых тонах
Безусловно, главным критерием оценки виртуальных шахмат считается их AI. Признаюсь сразу, моя фамилия не Каспаров, Дип Блю мне обыгрывать не приходилось, и поэтому судить об экстремальных способностях игры я не возьмусь. Отмечу лишь, что на средних уровнях сложности программа “сопротивляется” отчаянно, и запросто обставляет многих любителей. А вот на уровнях, приближающихся к высочайшему, достойным соперником ей будет, пожалуй, лишь гроссмейстер. Но хвалить РС за это нельзя, ибо подобное мастерство давно уже стало обязательным для всех серьезных игр этого жанра. Зато подсказки, чем и куда ходить (работающие при включении соответствующей опции), далеко не всегда удачны. Особенно это становится заметно на примере схватки с высокорейтинговым оппонентом, когда, постоянно выбирая предложенный компьютером вариант хода, потихоньку начинаешь ему, как говорится, сливать. В этом чувствуется какое-то назидательное начало - нечего, мол, подглядывать, соображай самостоятельно.
Одним из немногих достоинств игры является плавная настройка “силы” виртуального соперника. Его можно заставить чуть ли не в поддавки с нами резаться, как, впрочем, и наоборот. Класс бойца определяется рейтингом. Чем у него рейтинг выше, тем, соответственно, справиться с ним сложнее. Способности оппонента можно настроить “под себя”, изменяя такие параметры как агрессивность, мобильность, опыт, подверженность случайным ошибкам (randomness), отношение к ничейному исходу партии, слежение за центром доски и бережливость по отношению к пешкам и королю. Причем слишком высокий уровень, например, агрессивности не менее вреден для врага, чем низкий - тут действует закон золотой середины. Игроки с высоким рейтингом (2300 и выше) обдумывают каждый свой ход, начиная с самого первого, крайне долго, и для борьбы с ними необходимо прямо-таки спартанское терпение. Зато и результат у них соответствующий… Резюмируя, можно отметить, что за прошедшую пятилетку с момента рождения своего предка РС “заиграл” ощутимо лучше и по этому параметру приближается к последней версии Chessmaster. Но, повторюсь, единственное, чем новинка привлекательна, так это возможностью крайне плавно настроить уровень противника. Впрочем, не крайней, чем у фаворитов данного жанра.
Инсинуации
Нет, о недостатках я не забыл. Правда, вопиющих минусов игра не имеет, но все же придраться есть к чему. Например, к звуку. В принципе-то все там в порядке - при желании можно даже включить комментарии к каждому ходу. Или, скажем, Баха, Иоганна Себастьяновича послушать. Только вот самый главный звук в шахматах, волнующий звук соприкосновения фигуры с доской подкачал - ни сила его, ни тембр в зависимости от материала игровых принадлежностей не меняются. Хоть доска тебе из мрамора высечена, хоть из дерева выпилена…
Более серьезным недостатком является тот факт, что играть на трехмерных полях абсолютно неудобно - позиция просматривается посредственно, фигуры загораживают друг друга, да и переставлять их на дальние клетки несколько проблематично (поиграете, поймете, что я имею в виду). И это уже не придирка, так как подобные “мелочи” не дают максимально сосредоточиться на, простите за банальность, самОй того требующей игре. 2D - наш выбор.
Поверьте на слово, никаких уникальных особенностей у РС нет, и поэтому мне остается лишь вскользь отметить весьма удобный, интуитивно понятный интерфейс игры, наличие довольно развернутой (но видали и лучше) энциклопедии этюдов, гамбитов, известных матчей и тому подобного, посредственную графику и, конечно же, возможность постоять за себя в схватке с живым противником через Интернет.
В заключение скажу, что, в принципе, какой бы из упомянутых в статье симуляторов вы ни выбрали, все равно останетесь довольны, ибо вряд ли среди вас затесались чемпионы мира (лучшие гроссмейстеры подобными программами не пользуются), а для любителя такие программы будут долго представлять из себя очень серьезного соперника. Так что получите эстетическое наслаждение, - поиграйте в самую интересную игру. Место набоковского Лужина все еще вакантно, и, глядишь, через годик-другой появится гений, мыслящий только шахматными категориями, а тогда - берегись, Гарри!