- Главная/
- Игры/
- Pro Evolution Soccer 2012/
- Рецензия
Pro Evolution Soccer похожа на Кака: в середине двухтысячных ее носили на руках, а ныне от былой славы остались одни воспоминания. Дело вовсе не в конкуренции – даже неплохая FIFA 12 не ровня PES пятилетней давности. Японская серия страдает от глубинных изъянов, и новая часть их только усугубляет.
Беспомощность
Снежный ком вопросов, нарастающий с каждым годом, превратился в настоящую лавину. Почему «линейка» стремительно транжирит свою самобытность и пытается во всем подражать FIFA? Зачем перекраивать то, что хорошо работает? Кто показывает авторам коллекцию крупнейших побед мадридского «Реала» вместо нормального футбола?
Скриншоты132
Да, весы заметно перекосило в сторону атаки. Разбалансированность лезет отовсюду: игроки обладают феноменальным дриблингом, как нож сквозь масло проходят к чужой штрафной, забивают с невероятных дистанций и позиций. Проблема номер один – ужасно бестолковые стражи ворот. Их давно уже критикуют, но сейчас это просто катастрофа! Они лишь по большим праздникам отражают удары, летящие не прямо в них, а в основном развлекают зрителей трагикомичными миниатюрами. Мяч легко проскальзывает слева, справа, под, над ними, ныряет между ног и между рук. Когда вратарь хочет отбить его, то или вносит в собственную сетку, или выкладывает на блюдечке набегающему форварду. Он любит делать вид, что ситуация под контролем, и в последнюю секунду… прыгает в противоположном направлении. А передачи ногами? Голкипер под управлением компьютера непринужденно раздает подарки вражеским нападающим и ставит партнеров в тяжелое положение очень короткими и неудобными пасами. Для полноты картины не хватает еще промахов а-ля Робинсон в матче Хорватия-Англия.
Последний рубеж обороны, конечно, кошмарен, но и остальные ушли недалеко. Виновато очередное радикальное изменение – система защиты, сильно напоминающая Tactical Defense из FIFA 12, только урезанную, кривую и практически бесполезную. В проекте EA огромный простор для импровизации: удерживание позиции, дерганье за руку исподтишка и т. д. (см. рецензию). Тут же кроме голого принципа ничего нет. Грамотно подгадать момент для отбора почти нереально, от прессинга толку мало. Особая «благодарность» – за повальную техническую одаренность: даже «деревянный» защитник умеет шустро маневрировать, уворачиваться от подкатов и пяткой пробрасывать мяч себе на ход. Поэтому случаи, когда ван Бюйтен спокойно трусит мимо силящихся вовремя выставить ногу соперников, финтом обманывает самых настойчивых и слабым ударом поражает ближний угол, здесь в порядке вещей.
Беспорядок
Если вы пытаетесь атаковать по-честному, не злоупотребляя чрезмерным мастерством спортсменов, PES 2012 имитирует Куарежму: сплошные показуха и пижонство. Каждый футболист считает своим долгом отдавать пасы внешней стороной стопы. Накоротке, вдоль боковой линии, вразрез через половину поля – не важно, главное покрасоваться. Доходит до абсурда: многие на полной скорости пробуют таким образом навешивать с флангов. Естественно, выпендреж создает массу проблем. Число передач за спину просто зашкаливает, адресаты постоянно вынуждены тормозить, неуклюже разворачиваться и бежать назад в надежде, что мяч еще не подобрал кто-нибудь из соперников. Впрочем, и с примитивными комбинациями хлопот достаточно – карты все равно путает автокорректировка пасов. Сила и направление определяются словно наугад, в худших традициях FIFA 08; иногда можно сколько угодно наклонять стик и с секундомером выверять зажатие кнопки, но Хави своевольно запулит «круглого» в аут или легонько ткнет его на два метра вместо пятнадцати (либо наоборот). Шаманство с настройками не выручает – кардинальной разницы между отключенной и выкрученной на максимум помощью я не обнаружил.
Однако окончательно убить проект разработчикам не удалось. Привычно хорошая физика мяча едва ли не в одиночку держит игру на плаву. Пускай нападающие обожают бить «ножницами» и до сих пор не отучились от ударов голенью, траектория полета бывает настолько прекрасна, что дух захватывает. Красивые «парашюты» за спину нерадивому голкиперу, пушечные выстрелы, плавно и неумолимо взмывающие с газона в «девятку», удары с двойным отскоком от земли – ради такого стоит запускать PES 2012. Кроме того, по сравнению с FIFA мяч тут ведет себя почти безукоризненно, не «выключаясь» за пределами поля и адекватно реагируя на погодные условия.
Единственное по-настоящему приятное нововведение – параллельное управление двумя спортсменами. В любой момент, от контратаки до стандартного положения, можно правым стиком задействовать кого-нибудь из партнеров: отправить в свободную зону, подозвать поближе, банально отвлечь внимание оппонента и растянуть защиту. Учитывая, что ИИ порой забывает про забегания и не спешит стряхивать опеку, такая функция лишь на пользу.
А вот от графических изменений больше вреда. Konami изрядно «замылила» картинку, из-за чего общие планы чересчур расплывчаты и на первых порах раздражают. К тому же куда-то пропали все нормальные ракурсы: теперь то слишком далеко, то слишком близко, то неудобно в динамике. Осталась без ремонта и система «ручных» повторов, мешающая посмаковать эпизод из-за неподатливой камеры. Зато в активе — снующий перед трибунами персонал. Подобные детали добавляют живости.
Мишура
Именно живости и продуманности недостает трем режимам, спрятавшимся за вывеской Football Life. Лучше всех себя чувствует новинка – Club Boss. Похоже, японцы постепенно растят внутри PES менеджер, иначе как трактовать Coach Mode в PES 2011 и «симулятор Романа Абрамовича» – в PES 2012? В Club Boss мы распределяем средства по фондам, удовлетворяем пожелания спонсоров («купи Тони и получи бонусный миллион долларов!»), расширяем армию фанатов и, конечно, назначаем и увольняем тренеров. Каждый «рулевой» – с собственными взглядами, предпочтениями и финансовыми требованиями: один привык достигать успехов с имеющимися футболистами, другому подавай звезд, третий плодотворно работает с молодежью. Однако по некоторым вопросам можно навязать свое мнение; например наложить вето на трансфер, объяснить, кого включать в состав и чей переход оформить (правда, ни к расстановке, ни к непосредственному управлению дружиной на поле нас не подпустят). Режим любопытный, но сырой. Тренеры допускают страшные селекционные ошибки и не умеют перестраивать тактическую схему, результаты встреч часто лишены логики, да и полномочий хотелось бы побольше.
Master League пребывает на прежнем уровне. Самая значимая добавка – обязательные тренировки. У команды есть ряд характеристик (скорость, атака, физическая подготовка и т. д.), меняющихся в зависимости от занятий по принципу «одно лечим, другое калечим». Развиваем технику — теряем в быстроте, «прокачиваем» тактику — ухудшаем «физику», и только от восстановительных упражнений ни жарко, ни холодно. Также иногда руководство ставит задачи в духе «выпусти перспективного юношу на полчаса» и «проведи матч без карточек». Провалились – утратили доверие. Аналогичные задания появились и в Become a Legend. Они да немного подправленный старт карьеры – единственные позитивные отличия от PES 2011.
Список глупейших изменений (для всех кусков Football Life) возглавляют многочисленные ролики на движке и корявый интерфейс. Сценки съедают львиную долю времени: бесконечные советы агента, ассистента, секретарши, беседы с игроками или тренером, презентации новобранцев, разбор очередного соперника по косточкам, пресс-конференции… Устанешь пропускать. Заодно нас заставляют по несколько раз просматривать отчеты и уведомления; сначала о них рассказывает собеседник, затем их дублируют в специальной табличке и, наконец, выделяют в меню.
Онлайн обставлен куда проще, но и там полно «тараканов». Режим Legends непопулярен, в Master League Online же сохранилась странная экономическая модель: стоимость игроков сильно занижена, а за матчи начисляют баснословные суммы, поэтому в рейтинге сбережений счет идет на миллиарды долларов. Даже контракты, требующие продления спустя десяток-другой встреч, мало что меняют. Однако хуже всего редкие соревнования. Два-три турнира за сутки – позор на фоне прошлогоднего конвейера. Чем заполнить паузы? Ответ неутешителен.
* * *
PES долго к этому шла, и у нее получилось. Творческий кризис Konami, наглое копирование идей EA и стремление усидеть сразу на двух стульях довели серию до катастрофы. Теперь PES 2012 напоминает Тевеса: ее презирают по обе стороны баррикад, и публичные акции не за горами.