Светлая тема

Рецензия на игру PGA Championship Golf 2000

"Кролики - это не только ценный мех, но и 3-4 кг свежеусвоя...". Нет, правильнее так: Sierra, - это не только полсотни выдающихся квестов, но и столько же гигабайт игр совершенно других жанров и направлений. Чем только не занимались "сьерровцы" за последнюю пятилетку... Нет, СпейсКвестами не занимались. И приключения Ларри тоже остались в прошлом. Зато из недр глубокоуважаемой компании полился нескончаемый поток игр других жанров. Причем количество затронутых направлений можно смело заносить в книгу рекордов, т.к. перечислению они совершенно не поддаются и охватывают все области человеческой жизни: от шутеров и стратегий до симуляторов рыбалки, подводных лодок, объездки быков и лыжных соревнований. Характерно, что в общем потоке выпускаемых этим гигантом игр довольно большая их часть является если не шедеврами в своих областях, то очень серьезно на это звание претендует. Впрочем, в настоящий момент меня больше всего интересует продукция спортивного отделения, а точнее - свежая, двухтысячная версия PGA Championship Golf. Немного истории.

Как бы это не казалось странным тем, кто смотрит на спортивные игры свысока, но история у PC-гольфа богаче, чем у многих других жанров. Первые гольф-игрушки были замечены в конце 80-х годов, а у истоков стояли такие малоизвестные фирмы, как EA, Accolade и Sony. Настоящая же популярность пришла к виртуальному гольфу в самом начале 90-х, когда Access Software выпустила суперхит - Links386. С тех пор симуляторы этой игры выпускались неоднократно, а их количество исчисляется десятками, хотя к последующим версиям Links LS знатоки всегда относились с особым уважением. Однако время идет, мир меняется, и в жанре сейчас сложился своего рода триумвират. EASports (серия TigerWoods), Microsoft (с недавних пор - издатель Links'ов) и Sierra - вот те, кому сегодня принадлежит рынок гольфа на PC.

Гольф в разрезе

Честно говоря, не хочется копаться в пресс-релизах создателей, выискивая крупицы здравого смысла в очередных шаблонных фразах про преимущества физических, графических и прочих частей игры. Как правило, на поверку выходит совсем другая картина. Так что - по существу. В первую очередь, о тех сторонах игры, из которых, собственно, и состоит гольф.

Только, думаю, с правил начинать не стоит. Те, кто их не знает, сей материал просто не станут читать. Знатокам же бессмысленно что-то объяснять, они любителю с легкостью дадут сто очков вперед. У меня есть хорошее предложение: если у вас присутствует определенное желание узнать о гольфе побольше, загляните в объемное исследование Владимира Веселова, предпосылкой которого стал выход MS Links LS 2000. Весьма познавательно.

Поскольку в распорядке дня у большинства геймеров вряд ли стоит пункт "поездка в гольф-клуб", значительно повышается актуальность вопроса: из чего же состоит компьютерный гольф? Найти точный ответ здесь непросто. Одни скажут, что главное - реалистичная физика и контроль за ударом; другие поставят на первый план анимацию; третьи жить не могут без качественных гольф-площадок, турнирных таблиц и прочего антуража. Все будут правы, но истина, как всегда, находится посередине. Мимо вышеперечисленных компонентов сейчас не проходит ни один из создателей, претендующих на играбельность своего продукта, стремясь воплотить их, по возможности, в максимальном объеме.

Нам обещали

Отвлечемся от абстрактных рассуждений и перейдем, собственно, к PGA2000. Первое, что бросается в глаза - впечатляющий объем работы, проделанный авторами. Информация из мануала только укрепила это впечатление, хотя стоит заметить, что многое из того, чем стремятся прельстить нас разработчики, уже было доступно в PGA'99.

Итак, PGA2k включает в себя 8 курсов, т.е. полей со всего света. Эту тему продолжает довольно продвинутый редактор курсов и обещание выложить еще полторы сотни бесплатно на своем сайте. На случай, если вам не по вкусу стандартные гольфисты, припасена возможность редактирования игроков, вплоть до стиля их одежды с выбором фасонов и расцветок. Среди прочих рюшечек стоит отметить модный нынче реалтаймовый комментарий (2 профессиональных диктора с американского радио), возможность ведения собственной карьеры, создания новых турниров и участия в существующих. И, конечно же, самое главное: "ультрареалистичная" физика, неограниченное количество точек обзора (камер) и патентованная технология управления клюшкой TrueSwing3 ™ .

Лирика о физике

"Довольно", - скажет нетерпеливый геймер. - "А что там по существу?". По существу... Начнем с отображения физических явлений в PGA, причем сразу скажу, что я так и не нашел, за что игру можно поругать. Каждая выбранная клюшка обладает собственными качествами, отличными от всех остальных. Мячик по-разному ведет себя при соприкосновении с травой, песком или зарослями, очень напоминая своего реального коллегу. Если дует ветер, то и направление, и скорость его реально влияют на полет мяча. Но самое большое удовольствие доставили мне два момента. Во-первых, плюхнувшись в пруд, он вызывает восхитительный всплеск и бульканье. А во-вторых, когда я умудрился попасть мячом в торчащую из лунки железную трубку, держащую флажок (момент для гольфа крайне редкий), мячик отскочил в сторону с реальным металлическим отзвуком. Разумеется, не менее качественно проработаны и более очевидные моменты, вроде контакта с кустами/деревьями, травяными бортиками и прочими ландшафтными изысками.

Свингующие мыши

Описывая качества физики спортивной игры, невозможно пройти мимо момента, очень тесно с ней связанного, - управления игроком. Для гольфа, где необходимо воспроизвести одновременно прикосновение руки к клюшке и клюшки к мячику, этот компонент приобретает особое значение. Свой подход к управлению ребята из Sierra зарегистрировали как торговую марку "True Swing 3". На этой картинке можно вкратце ознакомиться с ее сутью - максимальным подражанием обычной компьютерной мыши клюшке для гольфа. Движение вверх/вниз регулирует размах клюшки, а влево/вправо - корпус спортсмена. Это нестандартное решение позволяет легко и удобно контролировать все тонкости удара (силу, траекторию), хотя и требует непродолжительного привыкания. Тут все, как в настоящем гольфе, - неопытный спортсмен может запросто потерять равновесие и вместо удара завалиться на спину или на живот. Однако разработчики не стали ограничиваться одним только свингом, сделав в игре выбор из нескольких видов управления. К примеру, если вам больше нравится управление типа Links'овского, со специальной шкалой силы удара, можно выбрать другой вид контроля - TriClick (все параметры удара задаются тремя кликами мыши). Еще одним отличием PGA является выбор направления удара: здесь не надо передвигать по полю специальную планку, как у конкурентов, а предлагается просто развернуть спортсмена в нужном направлении по специальной стрелке.

Визуал

Пощупать, конечно, приятно, но что же это за игра, если посмотреть не на что? И здесь творцы приготовили массу приятных вещей. Хотя, в принципе, графика не претерпела изменений по сравнению с PGA'99. Все те же идеально продуманные и прорисованные трассы, оконная структура, выпадающие меню. Все те же игроки, нарисованные без претензии на фотографичность (в отличие от Links, где игроки хоть и сфотографированы, но все-таки кажутся несколько зависающими над газоном а-ля Mortal Combat 1), органично смотрящиеся на фоне пейзажей и великолепно анимированные.

Впрочем, есть в графике и откровенные проколы, которые, хотя и не сильно портят картину, но все же неприятно бросаются в глаза. Во-первых, это последствия редактирования игроков. Можно до бесконечности перебирать цвета и типы штанов, рубашек и шляп, но от этого не изменятся до безобразия оцифрованные лица игроков (человечность лиц - преимущество фотографичных Links'ов). Иное хочется сказать про болельщиков. Как и в реальном мире, они следят за каждым вашим ударом. Взяли их явно с фотографий, они выглядят разнообразно и колоритно, но края картинок (т.е. зрителей) очень неудачно обрезаны. Создается впечатление, что кромсать людей с фото доверили ребенку, вкратце рассказав ему про "лассо" из фотошопа.

Отдельно стоит выделить обзор и реализацию видеонаблюдения. Самые благоприятные впечатления. Камеры автоматически следят за мячом, их можно расставлять до бесконечности практически на любой точке поля. Можно воспроизводить повторы. Можно открыть дополнительное окошко для какого-то особенно полюбившегося вида. А главное - все очень удобно и довольно шустро бегает на специально подставленной тестовой конфигурации (k6-400/Voodoo1).

Слышимость

Шикарные пейзажи и, не побоюсь этого слова, выдающаяся анимация вполне компенсируют проколы с живыми объектами. Звуки же, если и могут вызвать нарекания, то только в стиле "малавата будет". И в самом деле, каждое действие на поле вызывает определенный, логичный и качественный звуковой эффект. Мячики бьются об землю и булькают в воде. Комментаторы лопочут. Болельщики аплодируют. Но чего-то все равно не хватает. Объемности, что ли. Или, скорее, ветра. Подсознательно хочется, чтобы от PGA'шных пейзажей веяло чем-то свежим. Только не советуйте мне поставить вентилятор...

Тхе энд

Пожалуй, этого будет достаточно. Продолжать не имеет смысла, ибо те, кто рискнул заняться чтением этой статьи, наверняка уже умчались на ближайшие развалы. Настоящим документом симулятору гольфа PGA2000 вручается переходящий флажок с девизом "обязательно для фанатского ознакомления". Людям, не страдающим аллергией от спортивных игр, PGA поможет на короткое время прикоснуться к природе. Тем же, кто на каждый спортивный релиз снисходительно поплевывает с высоты очередного навороченного 3D-шутера, советую обходить гольф стороной. А то затянет...