- Главная/
- Игры/
- Phantasy Star Online/
- Рецензия
Оказывается, японцы любят бродить по мрачным подземельям не меньше нашего. Неудивительно, что к названию популярной серии Phantasy Star, издаваемой в Стране восходящего солнца аж с 1987 года, ушлые маркетологи SEGA поспешили добавить ярлычок "Online". Ведь, как известно, круче "dungeon crawl" может быть только... онлайновый "dungeon crawl".
О происхождении видов
Diablo и Phantasy Star Online если не братья навек, то близкие родственники - точно. Не удивляйтесь, друзья: при ближайшем рассмотрении японское чудо обнаруживает все черты культовой аркады от Blizzard. До боли знакомая конструкция "город - уровень 1 - уровень 2 - ... - уровень N - финальная стычка", элементы которой созданы случайным образом, связаны порталами-телепортами и ломятся от тушек монстров, жаждущих быстрой смерти. Кстати, функцию "города" в данном случае выполняет космический корабль "Pioneer 2", дрейфующий близ планеты Рагол в надежде выяснить судьбу ее первых колонистов. Здесь вам помогут провести опознание вещичек, всучат на распродаже еще один Panic Rifle +3, восстановят после смерти, выдадут квест в Hunter's Guild... Дальше можете перечислять "фичи" Diablo 2 самостоятельно, вряд ли ошибетесь. И не забудьте про самое главное - режим "coop"-игры на четверых, умащенный всевозможными новинками вроде интернационального чата посредством "смайликов".
Но отставим multiplayer в сторону - кроме перечисленных функций, от "оффлайна" его отличает разве что повышенная концентрация монстров на уровнях. Это на Dreamcast (родине PSO) игра, умеющая ходить в Интернет, является поводом для трехдневного запоя; а вот брутальное общество IBM PC-совместимых сегодня трудно удивить даже качественным клоном Diablo 2. Хотя, попрошу занести в протокол, multiplayer получился довольно-таки опрятным: нет опротивевшего PKilling, мухлежа при торговле и толп бомжеватых личностей, перманентно отирающихся на серверах, пардон, "русской" Ultima Online. Зато есть возможность бодро гарцевать с пятиметровой длины мечом, мечтой жизни героев всех серий Final Fantasy, вместе взятых, сверкать в лицо товарищам яркими красками еще недоступных им спецэффектов и вообще всячески вызывать черную зависть, раздавая налево и направо виртуальные "визитки" со своей запредельной статистикой. Как видите, манчкинство и на острове Хонсю поживает достаточно неплохо.
Барахолки, шмотье и жирные томагочи
Насквозь прожженным адептам ролевых РС-игр Phantasy Star Online рискует показаться очередной фикцией, ибо напрямую влиять на процесс роста статистики здесь попросту невозможно. Получили долгожданное повышение уровня, услышали трубный звук и прочитали: "ATP +3 MST +1 ATA +2". И так - каждый раз, много-много-много раз. Хоть как-то улучшить параметры позволяют нательные вещи, в результате чего шатания по местной барахолке и пристрастный досмотр бесхозных контейнеров на уровнях приобретают ярко выраженный аддиктивный оттенок. Да и, опять же, в полной трехмерности сразу видно, кто что носит, а вы, я полагаю, вряд ли захотите "щеголять" обрыдлой казенной броней игрока-новобранца.
Помимо гонок за эксклюзивным (только что сгенерировали! налетай!) трофейным шмотьем, игрокам PSO предлагается заняться образованием персонажа. Всего лишь один-единственный режим стрельбы из бластера? Стыдно, гражданин. Спрашивайте дискеты со спецкурсами заклинаний и приемов обороны во всех магазинах, а также у особо жирных монстров. Изучать их позволяют далеко не сразу, а лишь по достижении определенного уровня. Зато, "раскачавшись" и освоив, можно вызвать у альтер-эго Джо-из-Алабамы, наблюдающего ваши трюки, приступ обильного слюнотечения.
Но, пожалуй, ультимативным писком Phantasy Star Online является MAG, ваш персональный талисман, защитник, оружие и томагочи в одном флаконе. И не спрашивайте меня, на каком именно склоне Фудзиямы колосится дрын-трава, которую раскуривали сценаристы Sonic Team, вводя в PSO расу мыслящих кибер-камней, способных поедать аптечки через каждые пять минут. Впрочем, камни делают это вовсе не со зла, а токмо с голодухи, причем берут деликатес строго из ваших рук. Зачем? Набивая силиконовое брюхо MAG, вы тем самым... повышаете его статистику, получая доступ к прежде невиданным функциям. Кто готов пожертвовать десятком халявных пузырьков ради обретения мощного Photon Blast? Вот-вот. Более того, рост параметров MAG крайне благотворно сказывается и на вашей статистике, а всеядность вечно голодного камня открывает широкое поле для мичуринских экспериментов. Взлелеянными томагочи можно кичиться, хвастаться, обмениваться... ла-ла-ла, copy/paste из абзаца выше.
На уровне
Как уже вскользь упоминалось в самом начале статьи, Phantasy Star Online - стопроцентно точный порт с Dreamcast. И это, как нынче принято говорить, "многое объясняет". Все вопросы по поводу жутковатого управления и наличия одного-единственного видеорежима 640x480x65336 отпадают автоматически. Не хочется даже спрашивать, почему игра то и дело "рисует" объекты перед самым носом изумленного игрока - тут и архитупому rag rappy понятно, что авторы не пожелали подрихтовать код движка, "заточенного" под ныне пепельно-седую Dreamcast. Но даже в таком виде PSO не вызывает эстетического отторжения. Симпатичные (не FF10, но все же) модели и анимация персонажей. Сочные, как положено всякой хорошей анимэ-игре, четкие и в то же время разнообразные текстуры. Приятные спецэффекты, выдуманные человеком с явно богатой фантазией. Запоминающиеся детали антуражей - вода, красиво бегущая в ручье, рытвина от упавшей неподалеку спасательной капсулы, листья, кружащиеся под ногами, и мрачный свинцовый дождь на болоте. Иначе говоря, все то, чего недостает Diablo 2 и его ближайшим прихлебателям. В существование планеты Рагол и ныне пустующей базы первых колонистов хочется верить. В существование лагеря амазонок и отвратительных тропических пигмеев - вряд ли.
Графика и музыка - gut, возможность скачивания дополнительных (помимо семи десятков встроенных) квестов из Интернета - das ist fantastisch, комплект статистики и сопутствующих умений "Любовь манчкина" - ausgezeichnet! Нет только интересного сюжета, на отсутствие которого бьющиеся в экстазе "прокачки" фанаты едва ли обратят внимание, сколько-нибудь умного AI и продуманного управления.
Интеллектуальные потуги монстров утрут нос любому AI-отморозку из шутеров "третьей колонны". Бывает, заrespawnятся, и давай самозабвенно метаться колесом, пока не получат смертельную дозу облучения. В лучшем случае IQ зверюшек хватает на расчет кратчайшего расстояния до игрока, но, - увы, естественные препятствия ландшафта ими в расчет не принимаются. Тут хочу обратить ваше внимание на крайне остроумный способ организации уровней PSO. Они представляют собой наборы относительно небольших "комнат", связанных узкими переходами, - на мозги авторов сильно давил куцый объем памяти Dreamcast. При этом выстрел из одного "помещения" в другое не засчитывается, а монстры не имеют права выходить за границы резервации. Вот с последним-то и случаются казусы. Алкающие крови животные то и дело устраивают несанкционированные митинги на краю "комнаты", не давая игроку и шага сделать в соседнее помещение. Разогнать демонстрантов нельзя - граница мешает. Приходится отступать куда подальше и терпеливо ждать, пока "пробка" не рассосется самостоятельно.
Управлять подопечным не легче, чем проталкиваться сквозь звериные кордоны. Во-первых, поддержка мыши выглядит сущим издевательством. Вместо того чтобы позволить игроку елозить курсором по меню, авторы предлагают употребить хвостатую для... ходьбы и вращения камеры. Тем временем клавиатурные "серые стрелки" ведут огонь по врагам и поглощают аптечки, а прочие клавиши ответствуют за чат-болтовню. Впрочем, движение осуществляется и цифровыми кнопками, однако это тоже не спасает: наш герой способен развернуться лишь на строго фиксированный угол, отчего проблема уничтожения монстров мигом возводится в порядок вселенской. Идея подключить геймпад звучит по-дурацки и к тому же лишена смысла, - управление болеет с момента рождения. Вообще непонятно, почему многие консольные игры, приходя на РС, начинают вымогать у пользователя хоть какое-нибудь кнопочное пластиковое "дежице". Пословица насчет распорядков в чужом монастыре так и просится на язык.
Жить...
...Phantasy Star Online, несомненно, будет - гадливое управление можно перетерпеть, а туповатый AI иной раз идет только на пользу делу. Правда, на территории, составляющей примерно 1/6 суши, игра, скорее всего, получит строго оффлайновый статус: локальную сеть/direct connect она презирает, а для входа на сервер SEGA требуется высамизнаетечто. Пиратские CD-key не годятся, - извольте заплатить за "лицензию", которыми, насколько мы знаем, в СНГ никто и не помышляет торговать.
А жаль. Хороший был бы соперник у Diablo 2.