Поиски подобия
Как-то так сложилось, что, говоря об игре Pharaoh, все дружно утверждают - это перенос Caesar 3 на египетскую почву. Как непримиримый борец с навешиванием ярлыков, ответственно заявляю, ничего подобного. Это смесь из нескольких игр, перенесенная на благодатную почву долины Нила. Вообще-то и Caesar 3 является такой смесью, но ведь всегда нужно зрить в корень, не так ли? В общем, сейчас я вам все подробно расскажу и покажу, что откуда взялось.
SimCity
Из этой игры взята основная идея влияния окружающей среды на человеческое жилище. Вам дается некоторая территория и какая-то сумма денег, и ваша задача - всего лишь построить жизнеспособное человеческое поселение, в котором все граждане были бы счастливы. Только строить для них собственно дома вы не можете, в ваших силах выделить какие-то участки и сказать: тут, дорогие мои, можете селиться и размножаться.
Итак, вы обвели какой-то кусочек местности специальным инструментом, тут же на нем появились таблички, указывающие, что эта территория предназначена для заселения. Через некоторое время прибежала толпа людишек с узлами и чемоданами и понастроила каких-то хибар. Если вы просто будете сидеть и смотреть, вскоре жители похватают свои манатки и убегут к другому, более заботливому правителю. Значит, нужно обеспечить людей всем необходимым, для начала выкопать колодцы и проложить дороги (слава богу, электричество в Древнем Египте подводить к каждому строению не нужно). Всякая выпивка хороша с соответствующей закуской, так что, напившись воды, жители захотят чего-то пожевать, придется построить сооружение, производящее провиант. Однако произведенные продукты нужно где-то хранить и как-то распределять, отсюда необходимость строить склад и базар. Напившись и наевшись, люди все же останутся не до конца удовлетворенными, надо ведь еще где-то работать. Значит, необходимо создавать рабочие места, развивать промышленность, коммерцию, сельское хозяйство. Тут есть некоторое отличие от SimCity, поскольку там вы просто выделяли территорию для всех этих сооружений, а строились они сами собой, на основе частного предпринимательства. В разумно устроенном бюрократическом обществе, каким был Египет, такой самотек недопустим, так что вам придется все строить самостоятельно.
Обеспечив жителей работой, вы обнаруживаете, что опять не все в порядке, в городе возникают пожары, здания вдруг ни с того, ни с сего рушатся, а проку от жителей никакого нет, поскольку налогов они не платят. Приходится опять засучивать рукава, строить пожарные депо, конторы районных архитекторов, офисы сборщиков налогов. Потом начинаются эпидемии и нужно размещать специальные медицинские учреждения для шаманов и знахарей. Но и обеспечив жителей города квалифицированной медицинской помощью нельзя самоуспокаиваться, этих чертовых поселенцев еще нужно как-то развлекать, дать им возможность молиться своим богам и заниматься прочими повседневными мелочами.
Во всех этих заботах вы можете и не заметить, что некоторые из глиняных хижин в какой-то момент превратились в саманные домики, а потом и в каменные особняки. Но это-то и есть главный показатель благосостояния вашего поселения, если жители всем довольны, они решают поселиться тут надолго и начинают обустраиваться как следует. Постепенно какие-то районы города становятся все более и более престижными и в них появляются виллы Новых Египтян, а там, глядишь, зарождается и настоящая аристократия, предпочитающая жить поближе к дворцу правителя (его тоже нужно в какой-то момент построить) и возводящая солидные апартаменты со всеми удобствами. Жилые постройки делятся на несколько типов и в большинстве миссий одним из условий победы как раз и является наличие в городе некоторого числа жилых зданий определенного типа. В первых миссиях, когда нужно небольшое число сравнительно примитивных жилищ, достаточно бывает удовлетворить основные потребности горожан да построить несколько площадок для выступления бродячих факиров. Для появления строений среднего и высшего класса уже приходится разбивать сады и парки, ставить статуи и монументы, возводить целые храмовые комплексы.
Settlers
Из этой игры взяты целых две идеи: доставка сырья и отвоз готовой продукции, и производственные цепочки. Вот вы построили, скажем, пивоварню. Первое время толку от нее нет, поскольку никто там не работает. Но вскоре вы замечаете египтянина, уныло бредущего по направлению к новому предприятию. Щелкнув на нем правой клавишей мыши, вы узнаете, что это несчастный безработный, слоняющийся по городу в поисках возможности заработать себе на кусок хлеба. Дойдя до пивоварни, он вдруг пропадает, и тут оказывается, что его было целых пять, в том смысле, что этот безработный занял все пять рабочих мест. Однако пивоварня опять не работает, нет исходного сырья. Через некоторое время приходит водонос с коромыслом, а за ним и мужик с тачкой, везущий ячмень. Теперь, вроде бы, все есть, и предприятие заработало, вскоре появляются носильщики и начинают таскать кувшины с пивом на склад. Как видите, все это очень похоже на Settlers, только тут не нужно расставлять флажки, просто можно прокладывать дороги от одного строения к другому. Да и переноской сырья и товаров занимаются не какие-то абстрактные, непонятно откуда берущиеся люди, а конкретные жители вашего города.
Переходим к производственным цепочкам. Возьмем для примера все ту же пивоварню (люблю я этот продукт, поэтому изучил процесс его производства во всех деталях). Варится пиво из ячменя, стало быть, вам нужно построить хотя бы одну ферму, его выращивающую. Чтобы урожай был больше, нужно построить на берегу Нила оросительный агрегат, а от него проложить канавы к ферме. Готовое пиво следует отнести на склад, а для этого необходимы кувшины. Построив гончарную мастерскую, вы узнаете, что вам нужна еще яма, в которой будут добывать глину. Как видите, опять все очень похоже на Settlers. Производственных цепочек довольно много, например, построив школу или библиотеку, нужно обеспечить их папирусом, стало быть, приходится строить соответствующую мастерскую. А та, в свою очередь, требует наличия фермы, где этот самый папирус будут выращивать (или просто резать, папирус ведь не пиво, так что тут я не вникал во все тонкости).
Age of Empires
Первая ассоциация с этой игрой у вас появляется после того, как вы построите охотничью избушку. Дело в том, что из нее выходят мужики с копьями и начинают охотиться на страусов или антилоп. Только в отличие от охотников АоЕ, они не разделывают туши в чистом поле, а тащат их целиком на склад. Но это сходство чисто внешнее, а есть и более глубокое. В Pharaoh заложена та же идея непрерывного исторического процесса, которая позволила называть АоЕ Цивилизацией в реальном времени. Правда, тут все сделано более тонко, и вам не приходится в каждой следующей миссии изобретать то, что уже давно открыто в предыдущих. Да и дурацких «изобретений» Бронзового, Железного и прочих веков в Pharaoh нет. Вместо них применена система соответствия размеров города и доступных построек. Если в вашем поселении всего сотня-другая жителей, вам доступны только некоторые примитивные сооружения, когда количество жителей переваливает за пятьсот, появляются еще кое-какие, за тысячу - список построек еще расширяется, и так далее.
Вместе с тем, кампания построена так, что заметен постоянный научный прогресс. В первой миссии вы командуете примитивным охотничьим племенем, поэтому для получения пищи можете строить только охотничьи становища. Потом появляется земледелие, и вам становятся доступны зерновые фермы. Через некоторое время египтяне расширяют список возделываемых культур, и появляется возможность строить фермы других типов. А там не за горами и изобретение животноводства.
Вообще-то в некоторых миссиях нельзя строить какие-то ранее изобретенные сельскохозяйственные предприятия, но это связано с конкретной местностью и историческими условиями. Скажем, охотой можно заниматься только на первых порах, потом же охотничьи строения пропадают из списка построек. Но это вполне понятно, ведь по мере развития земледелия и животноводства количество диких животных уменьшалось, пока они совсем не пропали с подведомственных вам территорий. В некоторых миссиях вы можете строить шахты для добычи золота, в других нет, точно так же обстоит дело с каменоломнями. Но и тут все логично, просто на некоторых территориях есть источники соответствующего сырья, а на других нет.
Еще из АоЕ взята система вооруженных сил, правда, с некоторыми упрощениями и изменениями. Имеются разного рода военные постройки, которые позволяют иметь соответствующих воинов в составе вашей армии. Так, для строительства колесниц нужна специальная мастерская, военные корабли производятся на военной судоверфи и т.д. Поскольку в Pharaoh все происходит не так, как в АоЕ, нанимать и тренировать юниты не нужно, просто какое-то количество военных построек автоматически создает какое-то число воинов.
Caesar
В эту игру я играл довольно давно, так что, может быть, в чем-то и ошибусь, однако перечисленные ниже фишки вызвали у меня стойкое дежа-вю, и, скорее всего, оттуда они и взяты.
Начнем с системы обслуживания жилых зданий. Тут нет принципа «зоны влияния», как в SimCity, где пожарное депо или полицейский участок обслуживал какую-то определенную территорию, а сделано все более интересно. Например, построили вы контору сборщика налогов (тамошнюю инспекцию), через некоторое время из нее выходит этот самый сборщик и начинает обходить все близлежащие дома. Если ваше поселение не велико, он успеет за год обойти его целиком, и налоги заплатят все. Однако, если город слишком велик, или же вы поместили контору на его окраине, какие-то дома могут быть и не охвачены кампанией по сбору звонкой монеты. Точно так же обстоит дело с пожарниками. Когда в вашем городе возникает пожар, люди с ведрами бегут к нему ото всех пожарных депо, так что, в принципе, их вы можете иметь всего одно или два. Однако если бежать на пожар придется через весь город, квартал может выгореть полностью, а то и не один.
Все остальные муниципальные служащие действуют точно так же. Одни из них (полицейские, смотрители зданий) постоянно обходят свою территорию и смотрят, все ли там в порядке. Другие (пожарные, медицинские работники) прибывают к месту происшествия по мере надобности. В любом варианте у вас есть возможность или строить нужные здания, где только возможно и в максимальном количестве, или размещать их рационально, с тем, чтобы каждый специалист мог эффективно обслуживать наибольший район.
Еще интереснее обстоит дело с развлекательными учреждениями. После того, как вы построите площадку для выступления факиров и акробатов, не ждите, что к этому месту повалят толпы народу. Люди по-прежнему будут идти по своим делам, вроде бы даже не обращая внимания на красочное представление. Но каждый прошедший мимо житель приобретает заряд положительных эмоций, что сказывается на общем уровне довольства населения. Как видите, такие развлекательные сооружения нужно строить в наиболее часто посещаемых местах, на людных перекрестках.
Следующая любопытная фишка, роднящая Фараона и Цезаря, - это система религии. С одной стороны, храмы служат для удовлетворения потребностей жителей, с другой - и сами боги неравнодушны к их появлению. Богов в Египте много и каждому нужен свой храм, причем храмы бывают маленькие, большие и очень большие. Если вы не построите храм какому-то богу, он может на вас обидеться и наслать на город какую-нибудь беду. Зато если вы не только возвели храм, но и устроили празднество в честь бога, он может вас полюбить и сделать что-то приятное. Не знаю, каковы отношения богов между собой, но когда я построил два храма разных богов неподалеку один от другого, один из этих храмов у меня постоянно рушился, не смотря на наличие неподалеку конторы архитектора. Так что, похоже, и это нужно учитывать.
Pharaoh
Честно говоря, совсем уж оригинальных фишек в игре не так уж и много, но они есть. Вот скажем, земледелие. Всем известно, что в Египте оно велось преимущественно на землях, периодически затопляемых Нилом. Так вот и в игре есть такие земли, строить на них можно только фермы, и раз в год видно, как на них постепенно наступает, а потом отступает вода. В более поздних миссиях становится доступным земледелие и на более возвышенных, не затопляемых участках, но тут приходится заниматься ирригацией.
Конечно же, есть в игре масса специфических египетских построек, пирамиды, сфинксы, храм Солнца. Само собой, они оказывают и свое специфическое воздействие на жителей города, да и на отношение к вам со стороны других держав. А державы эти в игре присутствуют, правда, далеко не во всех миссиях. С ними можно поддерживать какие-то отношения, торговать или воевать.
Кампания в игре довольно любопытна, впрочем, я о ней уже все основное рассказал. Добавлю только, что вы в ней с самого начала выступаете в качестве самого главного правителя, и над вами никого нет. Имеются и одиночные миссии, проходить которые тоже интересно, присутствует и мультиплеер с таким необходимым элементом, как скирмиш. Вообще-то, я мог бы вам рассказать еще много об этой весьма увлекательной и где-то даже оригинальной игре. Однако и так слишком большой обзор получился, опять меня обвинят в излишнем многословии. Так что дам напоследок совет купить игру, не пожалеете.